В Торжество Богоявления Католическая Церковь воспоминает явление миру Бога в лице Иисуса Христа. А если точнее, сразу три конкретных евангельских события: поклонение волхвов, крещение Иисуса и чудо в Кане Галилейской.
Впервые данный термин появляется на рубеже II-III веков у Климента Александрийского как праздник в день крещения Господня, то есть начала исполнения Его мессианского служения. В начале IV века этот праздник широко распространился на Востоке, а в середине IV века эта традиция проникла и на Запад. Практически в то же время на Восток пришла традиция праздника Рождества Христова. В Иерусалиме и некоторых других поместных Церквях оно праздновалось 6 января, в один день с Крещением Господним. И только в VI веке Рождество закрепилось на Востоке как самостоятельный праздник, отмечавшийся 25 декабря. Богоявление же стало воспоминанием о крещении Иисуса.
На Западе праздник Богоявления уже с V века ассоциировался с тремя упомянутыми выше евангельскими событиями. Именно в таком качестве Богоявление закрепилось в западной литургии к эпохе зрелого Средневековья. И на первом плане находилось воспоминание поклонения волхвов, которые пришли в Вифлеем с Востока вслед за звездой и принесли Младенцу дары: золото – символ царской власти, ладан – символ священства и смирну — символ будущей искупительной жертвы Иисуса.
Иаков Ворагинский в «Золотой Легенде» пишет: «Когда Иисусу исполнилось тринадцать дней, к Нему пришли волхвы, которых вела звезда. Потому Епифания происходит от epi, что значит сверх, и phanos — явление, ибо в тот день в высях появилась звезда, или же Сам Христос через звезду, которая воссияла над Ним, был явлен волхвам как Истинный Бог».
Согласно некоторым толкованиям текста Священного Писания, волхвы представляли не только разные поколения, но также разные стороны света в знак того, что Христос пришел спасти не только избранный народ Израиля, но все человечество. Кроме того, Средневековые предания наделяли мудрецов царским достоинством, поэтому в некоторых странах Богоявление называется «Праздником трех царей». В Испании подарки принято дарить именно на Праздник трёх царей, а не на Рождество или день св. Николая. Причем считается, что именно волхвы их и приносят. В Чехии в этот день зажигают костры, чтобы они «освещали» путь волхвам, а ещё в этот день принято колядовать — ряженые дети поют песни на улицах и собранные деньги отдают на благотворительные нужды. В Польше уже на рубеже XV-XVI веков в этот день освящали золото и ладан, которым потом окуривали дома, чтобы защитить их от злых сил. В XVIII веке к этому добавился обычай освящения мела. Им пишут буквы C M B + текущий год на дверях домов. Некоторые считают, что это первые буквы имен трех мудрецов: Мельхиор, Каспер, Бальтазар. Но на самом деле аббревиатура происходит от латинской фразы «Christus mausionem benedicat», что означает «Да благословит Христос этот дом».
В Средние века в некоторых местах в этот день совершался крещенский чин водоосвящения (по Византийской традиции). Сегодня же на Западе Богоявление почти полностью утратило элементы воспоминания о крещении Иисуса.
После II Ватиканского собора Крещение в латинском обряде стало праздноваться как самостоятельный праздник (в первое воскресенье после Богоявления). Торжество Богоявления празднуется 6 января либо в ближайшее к этому дню воскресенье (по решению поместной Церкви).
Богословское значение праздника – явление Христа языческим народам, которых символизируют евангельские волхвы – «три царя», которыми они стали в традиции Христианского Запада. По всей вероятности это были халдейские астрологи, царями же их стали называть благодаря пророчествам Исаии: «И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию», и Псалмопевца: «цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему». Обе эти цитаты, а также многие другие фрагменты Ветхого Завета, указывают на то, что обещанный Избранному Народу Мессия, должен был стать спасителем всех народов, а не только Израиля.
Звезда Христова ныне призывает каждого из нас искать Христа и пойти за Ним по примеру древних волхвов, ради достижения цели пути – «созерцания лицом к лицу величия Божия» (Вступительная молитва). Тем самым подчеркивается параллелизм пути волхвов в Вифлеем и жизненного пути христиан. Со своей стороны, префация праздничной Литургии особым образом выделяет наше участие в бессмертной жизни, которой Бог вновь одаривает нас во Христе Иисусе.
В сущности, Рождество Христово и Богоявление раскрывают одну и ту же тему. При этом, однако, Рождество подчеркивает аспект уничижения Господа, в то время как Богоявление – величие новорожденного Дитяти, которое всё более обнаруживает себя в мире.
Источник: Рускатолик.рф, Сибирская католическая газета ©sib-catholic.ru