Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

siewca

Слово на 15 рядовое воскресенье

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 55, 10-11

Чтение книги пророка Исаии.

Так говорит Господь: 10 Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю, и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: 11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 64

Припев: Семя упало на добрую землю.

10 Ты посещаешь землю, и утоляешь жажду ее,*

обильно обогащаешь ее.

Поток Божий полон воды.*

Ты приготовляешь хлеб.

Ибо так устроил ее.†

11 Напояешь борозды ее,*

уравниваешь глыбы ее,

размягчаешь ее каплями дождя,*

благословляешь произрастания ее.

12 Венчаешь лето благости Твоей,*

и стези Твои источают тук;

13 источают на пустынные пажити,*

и холмы препоясываются радостью.

14 Луга одеваются стадами,†

и долины покрываются хлебом;*

восклицают и поют.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Рим 8, 18-23

Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам.

Братья:

18 Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. 19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, 20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, 21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. 22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; 23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.

ЕВАНГЕЛИЕ Мф 13, 1-23

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Семя – Слово Божие, Сеятель – Христос;*

всякий, кто найдет Его, пребудет вовек.

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

+Чтение святого Евангелия от Матфея.

1 Выйдя в день тот из дома, Иисус сел у моря. 2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять. 4 И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. 5 Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. 6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло. 7 Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. 8 Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. 9 Кто имеет уши слышать, да слышит!

10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано. 12 Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. 13 Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют. 14 И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит:

«слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите. 15 Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».

16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат. 17 Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле. 19 Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге. 20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; 21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. 22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. 23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

Отцы – пустынники говорили: «Господь дал нам два уха и одни уста, чтобы мы говорили только половину того, что слышим».

В сегодняшнем Евангелии Иисус изображен как Сеятель Слова Божьего, Сеятель, который выходит сеять. Кажется, он не смотрит куда сеет, обильно разбрасывает зерно в надежде, что оно принесет урожай. Таким образом, Иисус дает нам первый совет: необходимо вновь разжечь веру в силу зерна Слова Божьего, в то, что оно имеет в себе силу обращения человеческих сердец, изменения мира, преображения нашей жизни, в зависимости от того, где упадет. Нужно надеяться на плод веры, которого ожидает Иисус Христос, когда Он снова придет.

Святой Павел в Послании к Римлянам написал, что вера рождается от слышания. В сегодняшнем Евангелии Сын Божий учит нас, как слушать, чтобы это действие принесло желанный плод и было полезно. Это состояние требует правильного отношения и подготовки. Во времена Иисуса были те, кто слушал Его охотно и затаив дыхание (ср. Мк 12,37; Лк 19,48). Прежде всего, нужно следить за тем, как и что слушаем (ср. Лк 8,18; Мк 4,24). Однако иногда мы можем плохо слушать и не принимать Слово, которое Бог направляет к нам. Самым большим препятствием для слушания Слова Божия является ожесточение сердца обманом греха (ср. Евр 3, 7–13). Сам грех называется непослушанием, «не слушанием», а корни его кроются в неспособности слушать слово Божье (ср. VD 26).

Чтобы слово было принято и принесло в нас намеченный плод, оно должно быть принято сердцем, подготовленным к этому. В притче о сеятеле Иисус показывает четыре категории слушателей и соответствующие четыре способа слушания Божьего Слова. Первые три группы слушателей характеризуются неэффективным способом слушания, четвертая же слушает так, что приносит плоды. Четыре группы слушателей отличает почва, символизирующая их. То, что происходит с семенем, посеянным в почву, указывает на процесс слушания.

Первый тип слушателя, которого символизирует семя, посеянное при дороге, означает человека, слушающего Слово, но пренебрегающего им, и даже проявляющего к нему неприязнь и враждебность (птицы поклевали зерно, святой Лука написал, что оно было потоптано). Последствия могут быть очень серьезными, потому что к тем, кто не понимает, через некоторое время приходит сатана и похищает это Слово, чтобы они не уверовали и не были спасены (ср. Лк 8, 12). Дьявол, отнимая Слово, лишает нас возможности рождения веры, необходимой для спасения.

Есть слушатели, которых Иисус сравнивает с каменистым местом, где зерно сразу же после того, как прорастет, засыхает из-за недостатка влаги. Этой таинственной «влагой», необходимой для роста растения, может быть сам Бог. Евангелист Лука добавил, что они принимают Слово с радостью, которая, однако, становится временным воодушевлением. Когда мы так слушаем Слово, вера, которая родилась в нас, поверхностна и непостоянна, а Слово не может укорениться в нас, мы верим до времени, и в момент искушения отступаем (ср. Лк 8, 13).

Следующая группа слушателей была приравнена к почве с терниями. Мы слушаем Слово, но потом отходим, и через заботы, богатства и удовольствия жизни Слово заглушается в нас и не приносит плодов. Препятствием в слушании являются не столько мирские заботы, обольщение богатством, удовольствия жизни и другие желания, но мы сами как слушатели, которые всецело посвящают себя делам земной жизни, одновременно закрываясь на жизнь вечную, принесенную Словом Божьим.

Притча, рассказанная Иисусом, заканчивается сравнением слушателей с плодородной землей, чтобы показать плодотворный способ слушания Божьего Слова. Анализируя описания евангелистов Матфея и Луки, можно выделить здесь три этапа процесса слушания Слова: первый – это слушать благородным и добрым сердцем, слушать с пониманием. Слушатели отличаются от ранее упомянутых групп качеством почвы. Второй – это сохранение Слова, то есть постоянное вслушивание в его послание и смысл, пребывание с ним в диалоге в повседневной жизни, в том числе в испытаниях и искушениях. Третий – принесение плода через свое постоянство. Как слушатели, мы призваны привести услышанное Слово в действие и адаптировать к нему свой образ жизни. Просим сегодня Господа, Сеятеля Слова, чтобы мы были внимательными слушателями Его слова.

«Господь дал нам два уха и одни уста, чтобы мы говорили только половину того, что слышим».

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости