По просьбе епископов Апостольская пенитенциария издала декрет о полных индульгенциях за усопших верных, получаемых обычно в период с 1 по 8 ноября. В связи с пандемией КОВИД-19 период, в который можно получить индульгенции для душ, пребывающих в чистилище, продлен на весь месяц ноябрь.
1) Полная индульгенция, стяжаемая в день Поминовения усопших верных 2 ноября теми, кто посещает в этот день любой храм или ораторий и произносит молитву «Отче наш» и Символ веры, может быть получена в любой другой день ноября.
2) Полная индульгенция, которую верные стяжают, посещая кладбище и молясь об усопших, может быть получена не только в один из дней с 1 по 8 ноября, как установлено церковным правилом, но в любой день ноября. Её можно получить до восьми раз.
Пожилые, больные и те, кто не может выйти из дома из-за ограничительных мер в связи с эпидемией, могут стяжать полную индульгенцию об усопших, духовно присоединяясь к другим верным, полностью отчуждаясь от какого-либо греха и имея намерение при первой возможности исполнить обязательные условия для индульгенции (исповедоваться, причаститься и помолиться о нуждах Св. Отца). Они должны также прочесть перед образом Иисуса или Пресвятой Богородицы благочестивые молитвы об усопших, например, Утреннюю хвалу или Вечерню из бревиария, Розарий или венчик Божественному милосердию, посвятить некоторое время молитвенному чтению евангельского отрывка, предложенного литургией об усопших, или же совершить дело милосердия, принося Богу собственные болезни и страдания.
А что такое индульгенция?
Согласно Катехизису Католической Церкви, индульгенция — это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена в Таинстве Исповеди. Грех влечет за собой двойное последствие. Тяжкий грех лишает нас общения с Богом и тем самым закрывает доступ к вечной жизни: это «вечная кара за грех». С другой стороны, любой грех, даже малый, ведет к неупорядоченной привязанности к творениям, и от этой привязанности необходимо очиститься либо на земле, либо после смерти, в состоянии, называемом чистилищем. Это очищение освобождает от того, что называется «временной карой» за грех. Обе эти кары не являются «наказанием от Бога, налагаемым извне», но вытекают из самой природы греха. Обращение, порожденное горячей любовью, может привести к полному очищению грешника, так что ему не придется уже претерпеть никакой кары. Индульгенция дается Церковью, которая имеет от Иисуса Христа власть связывать и разрешать. Тем самым она действует во благо христианина и открывает перед ним сокровище заслуг Христа и святых, чтобы верующий получил от милосердного Отца отпущение временной кары за грехи.Практика индульгенций в зачаточном состоянии существовала уже в первые времена жизни Церкви. Для примирения с Церковью кающимся верным, впавшим в ересь, предписывалось паломничество ко гробницам мучеников. Церковь всегда имела убеждение, что, подобно заслугам Христа, плоды которых изливаются на всех верных, заслуги святых также являются сокровищем для всех, в силу общения святых, которое мы исповедуем в Символе веры.
Прежде всего начиная с XI века, когда на кающихся налагались различные епитимьи в зависимости от тяжести греха (эти епитимьи могли быть продолжительными – от месяца до всей жизни) – появилась практика смягчать покаяние посредством совершения каких-либо действий, например, паломничества к святыням. Учение об индульгенциях основано на двух элементах: во-первых, на том, что заслуги Христа бесконечны, и вместе с заслугами святых они могут излиться на всех, кто расположен к ним приобщиться. Это убеждение основано на вере, что Христос дал Своей Церкви всякую власть в том, что касается вечного спасения людей.
Индульгенция может быть получена не только для себя, но и для усопших, для отпущения их временной кары в чистилище. Таким образом мы призваны участвовать в спасительном деянии Иисуса Христа, взявшего на Себя вину за наши грехи. Все мы через наше личное участие в Страстях Христовых содействуем нашему благу и благу всей Церкви. Об этом святой апостол Павел писал в Послании к Колоссянам (1,24): «Страдая в земной жизни, я восполняю недостающую меру страданий последних времен ради прихода Помазанника, Христа. Я страдаю ради Его Тела, а это – Церковь».