«Все люди принадлежат Богу. Самые ужасные грешники и злодеи, самые продажные правители, — все они сыны Божьи, а Иисус чувствует это и заступается за всех».ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ10/06/2020
Молитва как схватка с Богом. Общая аудиенция 10 июня
Ольга Сакун — Град Ватикан
Продолжая цикл бесед о молитве, на общей аудиенции в среду 17 июня Папа Франциск остановился на Моисее, начав с того, что «Бог никогда не любил иметь дело со сговорчивыми молитвенниками, и Моисей тоже не был «вялым» собеседником, с самого первого дня своего призвания».
На тот момент, когда Бог его призвал, с человеческой точки зрения Моисей – человек, потерпевший крах. В Книге Исхода он предстает перед нами как беглец среди мадианитян: с юных лет он испытывал сострадание к своему народу в Египте и выступал в защиту угнетенных. Но вскоре он увидел, что, несмотря на добрые намерения, из его рук не проистекает справедливость, но лишь насилие.
Именно в мадиамской пустыне Бог зовёт Моисея и открывает Себя в неопалимой купине: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога». Итак, Богу, Который к нему говорит, Моисей отвечает опасением и возражениями: мол, он недостоин этой миссии. Не знает имени Бога, израильтяне ему не поверят, да и человек он «не речистый». Каждый раз, когда Моисей в молитве обращается к Богу, на его устах возникает вопрос: «Почему?». Почему Бог послал его? Почему хочет освободить этот народ? Папа отметил, что с нами случается то же самое, во время молитвы у нас возникает множество сомнений.
Далее Папа подчеркнул, что в своей молитве Моисей крепко связан с Богом и с народом: «Предназначенный Богом передать Закон своему народу, основатель Божественного культа, посредник высочайших тайн, — и при этом он не перестает хранить тесные узы солидарности с собственным народом». Моисей настолько дружен с Богом, что может говорить с Ним лицом к лицу; и он настолько дружен с людьми, что милосерден по отношению к их грехам, искушениям, неожиданным проявлениям ностальгии по египетскому прошлому.
«Моисей не отвергает Бога и не отвергает своего народа», – подчеркнул Папа. Поэтому основной чертой его молитвы является заступничество. Вера Моисея в Бога составляет одно целое с отцовскими чувствами, которые он питает к своему народу. В Священном Писании Моисей предстает обычно с руками, воздетыми к Богу, становясь как бы мостом между небом и землей. Даже в самые трудные моменты, даже когда народ отвергает Бога и его самого ради золотого тельца, Моисей не может оставить этих людей.
«Какой прекрасный пример для всех пастырей, призванных быть мостами! Именно поэтому их называют pontifex, мостами. Пастыри – это мосты между народом, к которому они принадлежат, и Богом, к Которому принадлежат в силу призвания».
Именно молитву заступничества взращивают в своей духовной жизни верующие, которые желают подражать Иисусу. Даже если люди отдаляются от Бога, святые молитвенники их не осуждают, не отказываются от них. Молитва заступничества характеризует жизнь святых, которые делаются мостами между Богом и народом. «В этом смысле Моисей был величайшим пророком Иисуса, нашего защитника и заступника», – подчеркнул Папа.
«Все люди принадлежат Богу. Самые ужасные грешники и злодеи, самые продажные правители, — все они сыны Божьи, а Иисус чувствует это и заступается за всех».
«Давайте подумаем о Моисее-заступнике, — предложил в конце своей беседы Папа Франциск. — И когда у нас появится желание кого-нибудь осудить и мы злимся изнутри, — полезно злиться, но не осуждать, — давайте заступимся за этого человека, и это нам очень поможет».