Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Искушение Христа в пустыне

Слово на 1-е воскресенье Великого Поста (18.02.2024)

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Быт 9, 8-15

Чтение книги Бытия.

8 И сказал Бог Ною и сынам его с ним: 9 вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, 10 и со всякою душою живою, которая с вами, с птицами, и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; 11 поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. 12 И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами, и между всякою душою живою, которая с вами, в роды навсегда: 13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землёю. 14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга Моя в облаке; 15 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами, и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 24

Припев: Все пути Господни – истина и милость.

4 Укажи мне, Господи, пути Твои*

и научи меня стезям Твоим.

5 Направь меня на истину Твою и научи меня,*

ибо Ты Бог спасения моего.

6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои,*

ибо они от века.

7 По милости Твоей вспомни меня Ты,*

ради благости Твоей, Господи!

8 Благ и праведен Господь,*

посему наставляет грешников на путь.

9 Направляет кротких к правде*

и научает кротких путям Своим.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Петр 3, 18-22

Чтение первого Послания святого Апостола Петра.

Братья:

18 Христос однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом, 19 которым Он и находящимся в темнице духам, войдя, проповедовал, 20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. 21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, 22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и власти и силы.

ЕВАНГЕЛИЕ Мк 1, 12-15

Слава Тебе, Слово Божие. Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Слава Тебе, Слово Божие.

Чтение святого Евангелия от Марка.

В то время: 12 Дух ведёт Иисуса в пустыню. 13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями. И Ангелы служили Ему.

14 После же того, как предан был Иоанн, пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия 15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие.

Бог приходит с инициативой к человеку. Он жаждет Завета, который обеспечит мир и жизнь в гармонии с Богом и между людьми. Бог не хочет смерти грешника, не намеревается истребить на земле нечестивых и тех, кто совершает беззакония. Второго потопа не будет (ср. Быт 9,11). Трехкратное заявление подтверждает, что этот пакт заключен не только с человеком, но и с любым живым существом – животные разделяют с людьми общую судьбу. Поэтому не случайно Марк, очень кратко и лаконично описывая сцену искушения, не упускает из виду тот факт, что Иисус жил среди диких зверей в пустыне.  Поэтому Евангелист подчеркивает не одиночество Иисуса и ужас искушения, а будущую гармонию мира в мире. Да, путь к гармонии и миру ведет через очищение, символом которого является пустыня.

Для нас время Великого поста, которое мы начинаем, должно быть «подвигом в пустыне». Здесь мы можем иметь в виду любые решения, отречения, ограничения, которые важны, но второстепенны. Мы знаем, что молитва, пост и милостыня — это действия аскетизма, которые определяют нам пути духовной пустыни. Чтобы приблизиться к Богу, необходимо укротить человеческие желания. Однако Марк не акцентирует внимание на тройном нападении искусителя, как это делают Матфей и Лука. Он отвлекает наш взгляд от фигуры сатаны, чтобы мы сосредоточились на Святом Духе и Иисусе.

Бог в лице Святого Духа берет на себя инициативу. Именно Он ведет Иисуса в пустыню. Очень важно, чтобы мы позволяли Духу Божьему вести себя. Иисус победил сатану и вышел победителем из испытания, которому Он подвергся. Как бы ни были успешны наши постные духовные дела, они не являются самым главным. Иногда необходимо, чтобы они потерпели неудачу, именно для того, чтобы мы не полагались исключительно на свои силы и не впали в другое искушение – самосовершенствование.

Так что же значит: позволить Духу вести себя? «Если же вы духом водимы, то вы не под законом. Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал 5,18.22-23). Это толкование святого Павла помогает нам понять, что мы должны не столько бороться с искушениями, сколько стремиться к добрым плодам. Плоды Царства Божьего. Только так мы сможем создать «рай на земле».

Ученик Христа призван превратить пустыню в рай. Ангелы, изгнавшие из рая земного человека, восставшего против Бога, служат новому Адаму, ставшему смиренным слугой Бога (ср. Быт 3,23-24). В Иисусе грешный человек примиряется с животными и с ангелами, то есть с землей и небом. Он вновь открыл врата рая, то есть Царства Божьего. Он пришел в Галилею проповедовать «благую весть Божию» (буквально с греческого) (Мк 1,14). Никогда не будет на земле ничего более радостного и победоносного, поэтому крест Иисуса всегда является знаком окончательного и исполненного завета. В союзе с Ноем радуга на небе является знаком завета. «Кто увидит радугу, тот подумает о завете Божием с людьми, и возблагодарит и восхвалит Бога. Это будет «радуга улыбок» (Э. Ожье). Улыбка Бога. Так разве Великий Пост не является участием в «улыбке Бога»?

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости