ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Исх 19, 2-6a
Чтение книги Исхода.
В те дни: Пришли сыны Израиля 1 в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; 2 и расположился там Израиль станом против горы. 3 Моисей взошёл к Богу, и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: 4 вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас на орлиных крыльях, и принёс вас к Себе. 5 Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов; ибо Моя вся земля; 6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 100 (99)
Припев: Мы Его народ и овцы Его паствы.
Воскликните Господу, вся земля! †
2 Служите Господу с веселием; *
идите пред лицо Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, †
что Он сотворил нас, и мы — Его, *
Его народ и овцы паствы Его.
5 Ибо благ Господь: †
милость Его вовек, *
и истина Его в род и род.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Рим 5, 6-11
Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам.
Братья:
6 Христос, когда ещё мы были немощны, в определённое время умер за нечестивых. 7 Ибо едва ли кто умрёт за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. 8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками. 9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасёмся Им от гнева. 10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его. 11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом через Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 9, 36 — 10, 8
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Приблизилось Царствие Божие, говорит Господь; *
покайтесь и веруйте в Евангелие.
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
+Чтение святого Евангелия от Матфея.
В то время:
36 Видя толпы народа, Иисус сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. 37 Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; 38 итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
10.1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. 2 Двенадцати же Апостолов имена таковы: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева. 7 Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное. 8 Больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте.
Евангелизация — это самое возвышенное служение, какое христианин может дать своему брату (Иоанн Павел II).
В сегодняшнем Евангелии мы открываем лик Иисуса, который полон милосердия и сострадания к людям. Глагол, используемый здесь, выражает глубокое волнение, внутренние переживания при виде чьей-то беды. Иисус видит другого человека, видит всех людей и видит их глубочайшие потребности, слабости, одиночество, страхи… Иисус знает, что сокрыто в человеке.
В более раннем стихе мы читаем, что Иисус ходил по городам и селам, проповедуя Евангелие и исцеляя больных. Теперь Он просит своих учеников молиться, чтобы Господь послал новых работников на свою жатву. Каждый из нас может ответить на эту просьбу Иисуса. Молитва о призваниях, о миссионерах и евангелизаторах, а также о тех, кто находится на этом пути — это первая форма евангелизации, в которую мы можем внести свой вклад.
Уже здесь мы видим, что призвание — это дар от Бога. Но необходимо, чтобы этот дар был встречен ответом со стороны человека и его свободным выбором. Каждый из нас получил дар призвания. Мы можем говорить о нем в трех измерениях: призвание к жизни, призвание к вере и специфическая форма призвания: брак, священство, посвященная жизнь, одиночество… Все является даром Бога. Мы ничего не можем заслужить.
Поэтому в последующих стихах Иисус призывает к себе, зовёт тех учеников, которых Он сам хочет, чтобы сделать их продолжателями своей миссии. Он называет их по именам, а это значит, что Он знает каждого лично, пронизывает всю жизнь и одаривает их любовью. В Книге пророка Исаии мы читаем: «Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое» (49, 1) и «Не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой» (43, 1). Иисус призвал учеников и сделал их апостолами. Апостол — это ученик, который получает миссию от Господа. Но апостол никогда не перестает быть учеником Иисуса, единственного Учителя.
Что они должны делать? Проповедовать Благую Весть о Царстве Небесном, исцелять больных, воскрешать мертвых, очищать прокаженных, изгонять злых духов. Первое — это проповедь Евангелия. Там, где проповедуется Евангелие, появляются знамения, Господь подтверждает проповедуемое Слово. Иоанн Златоуст объяснил, что Иисус не только призвал учеников, но и «сделал их пригодными для этой работы». Все должно быть сделано «по Его слову и Его силой».
Сегодня эти слова, этот призыв обращены к нам. Может быть тебе кажется, что это задание не для тебя. Иисус предлагает доверять Ему больше, чем себе. Он зовет, дарует призвание и дает возможность осуществить его. Каждый из нас может свидетельствовать об Иисусе своей молитвой, христианской жизнью и добрым словом. Важно, чтобы мы имели в сердце желание и готовность свидетельствовать о надежде, которая в нас есть (ср. 1 Петр 3, 15).
В конце Иисус говорит Двенадцати: «Даром получили, даром давайте». Иоанн Златоуст так комментирует эти слова: «Он смиряет их высокоумие и предостерегает от сребролюбия. И чтобы не подумали, что производимые ими чудеса плод их добродетелей, и не возгордились тем, говорит: даром получили. Вы ничего своего не даете тем, которые принимают вас; получили вы эти дары не в награду и не за труды: это Моя благодать. Так и другим давайте, потому что нельзя найти цены, достойной этих даров».
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове