ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Втор 30, 10-14
Чтение книги Второзакония.
Моисей сказал народу:
10 Будешь слушать гласа Господа Бога твоего, соблюдая заповеди Его и постановления Его, написанные в сей книге закона, и если обратишься к Господу Богу твоему всем сердцем твоим и всею душею твоею.
11 Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; 12 она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» 13 и не за морем она, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» 14 но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 69
Припев: Жаждущие Бога в Нём сердце успокоят.
14 А я с молитвою моею к Тебе, Господи;*
во время благоугодное, Боже,
по великой благости Твоей, услышь меня,*
в истине спасения Твоего.
17 Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя;*
по множеству щедрот Твоих призри на меня.
30 А я беден и страдаю;*
помощь Твоя, Боже, да восставит меня.
31 Я буду славить имя Бога в песни,*
буду превозносить Его в славословии.
36 Ибо спасёт Бог Сион,*
создаст города Иудины.
37 И потомство рабов Его утвердится в нём,*
и любящие имя Его будут поселяться на нём.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Кол 1, 15-20
Чтение Послания святого Апостола Павла к Колоссянам.
15 Иисус Христос есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; 16 ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; 17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит. 18 И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, 19 ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, 20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 10, 25-37
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Слова Твои, Господи, суть дух и жизнь;*
Ты имеешь глаголы вечной жизни.
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
+Чтение святого Евангелия от Луки.
В то время:
25 Один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? 27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. 28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. 33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился 34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. 36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?Иисус отвечает: «Оказывай милость».
Часто встречая людей, которые испытывают нужду в чем-либо, мы не знаем, как себя вести, до какой степени погрузиться в решение их проблем, отказавшись от себя, от своего времени, планов. Что нам делать? Часто, как христиане, мы теряемся.
Иисус объясняет человеку, который знает Писания, что важнее всего любовь к Богу и ближнему. Иисус так жил и так учил. Он указывает на две заповеди, составляющие одну: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим (Втор 6,5); и ближнего твоего, как самого себя (Лев 19,18)». Любовь к Богу не противоречит любви к человеку. Любовь к человеку — это выражение любви к Богу. Человек создан по образу Бога. Он призывает нас к такой любви, в которой мы будем поклоняться Богу, любя другого человека (не боготворя, но мудро служа). Более того, любовь, которой учит нас сегодня Иисус Христос, гарантирует нам вечную жизнь на небесах.
В отношении тех требований, о которых мы слышим, у человека возникает соблазн оправдываться, он не может проявлять милосердие к ближним. Этот книжник задает Иисусу вопрос: «Кто мой ближний?”. Он хочет оправдаться, потому что его жизнь не соответствует тому, чему учит Иисус Христос. Но на этот вопрос Иисус не дает готового ответа. Он рассказал ему историю, на основании которой этот человек сам должен дать ответ. Мимо избитого человека проходят разные люди. Во-первых, две персоны, которые являются символом верующих людей. Священник и левит были теми, кто служил Богу, но имели свои законы и этические концепции. Закон гласил, что нельзя прикасаться к умершему или к тому, кто истекает кровью, потому что тогда нельзя предстать перед Богом. Поэтому они прошли мимо. Затем проходит кто-то другой, кто-то, кто не является символом верующего человека. Скорее самарянин считался врагом верующих, инакомыслящим. О самаритянах говорили, что это глупый народ. Самарянин смотрит на избитого, сопереживает, подходит к нему, внутренне сострадает, а потом оказывает вполне конкретную помощь.
Тогда Иисус задает вопрос: «Кто из этих трех оказался ближним для этого избитого человека?». Книжник задал вопрос: «Кто мой ближний?». А Иисус говорит: «Для кого ты становишься ближним?».
Этот израненный человек является символом всех тех, кто нуждается в нашей помощи. Неважно, какое у него имя, верующий он или нет, мужчина или женщина. Разница между самарянином и избитым была в том, что этот человек нуждался в помощи. Наша задача — стать ближним для того, кто нуждается в нас и нуждается в нашей помощи. Таким образом, человек, который, возможно, мало что имел общего с исповедуемой иудеями верой, как неверующий стал примером любви к ближнему. Он говорит нам о том, что твой ближний – это тот, ради кого ты становишься ближним. Все зависит от тебя, от твоего решения. Если ты не желаешь знать положение другого человека, не хочешь стать близким ему, ты не станешь ближним. Он говорит нам, что ближний – это каждый, кто нуждается во мне и моей помощи. Севир Антиохийский так учил: «Ближний есть каждый человек, каждое бытие, имеющее участие в одной и той же человеческой природе (…). Определение «Кто ближний твой», не сужай к родственникам твоей расы, потому что ближний есть каждый человек, и на него необходимо простирать духа любви».
Таким Самарянином, который помог всему человечеству, стал Иисус Христос. О нем Иудеи сказали: «Не правду ли мы говорим, что Ты самарянин и что бес в Тебе?” (Ин 8,48). Иисус, побужденный любовью и милостью, стал Человеком, чтобы умереть на кресте за наши грехи, хотя он был праведен. Таким образом, Он поднял с земли лежащего человека, посадил его на своего осла, то есть взял на себя нашу судьбу. Он нес наши слабости и болезни. Только Он может исцелить наши раны, нанесенные грехом и злом. Как Самарянин отвез избитого в гостиницу, так Иисус отдает нас в руки Церкви, нашей Матери, где вместе с другими братьями и сестрами мы можем созревать в человечестве и возрастать в вере. Когда-нибудь Господь вернется, и мы все будем жить перед Его Ликом. Нам было дано время, чтобы реализовать в повседневной жизни призыв Иисуса, вытекающий из сегодняшнего Евангелия.
Не спрашивай себя: Кто мой ближний? Ты можешь стать ближним тому, кто в этом нуждается. Желаешь обрести вечную жизнь? Поступай так же, поступай милосердно.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове