Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

вот Агнец Божий

Слово на 2-е рядовое воскресенье (15.01.2023)

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 49, 3. 5-6

Чтение книги пророка Исаии.

3 И сказал Мне Господь:

Ты раб Мой,

Израиль, в Тебе Я прославлюсь.

5 И ныне говорит Господь,

образовавший Меня от чрева в раба Себе,

чтобы обратить к Нему Иакова

и чтобы Израиль собрался к Нему;

Я почтен в очах Господа,

и Бог Мой – сила Моя.

6 И Он сказал:

мало того, что Ты будешь рабом Моим

для восстановления колен Иаковлевых

и для возвращения остатков Израиля,

но Я сделаю Тебя светом народов,

чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 40

Припев: Вот, иду я, Боже, исполнить Твою волю.

2 Твердо уповал я на Господа,*

и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;

4 И вложил в уста мои новую песнь –*

хвалу Богу нашему.

7 Жертвы и приношения Ты не восхотел;*

Ты открыл мне уши;

всесожжения и жертвы за грех*

Ты не потребовал.

8 Тогда я сказал: вот, иду;*

в свитке книжном написано о мне:

9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой,*

и закон Твой у меня в сердце.

10 Я возвещал правду Твою*

в собрании великом;

я не возбранял устам моим:*

Ты, Господи, знаешь.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Кор 1, 1-3

Начало первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.

1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, 2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: 3 благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.

ЕВАНГЕЛИЕ Ин 1, 29–34

Аллилуйя.

И Слово стало плотию, и обитало с нами.* А тем, которые приняли Его,* дало власть быть чадами Божиими.

Аллилуйя.

+Чтение святого Евангелия от Иоанна.

В то время:

29 Видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. 30 Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. 31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. 32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. 33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. 34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

В истории часто случались ситуации, когда кто-то продвигал другого человека, наделенного исключительным талантом или навыками. Часто богатые люди финансировали бедных, но одаренных. Увидеть в другом человеке его уникальность не просто. Всегда может появиться такая вещь, как ревность, которая не позволяет возвышать кого-то безвозмездно. Был ли Иоанн Креститель свободен от нее? Ведь у него были ученики, которые отошли от него и последовали за Иисусом (ср. Ин 1,37). Его роль в истории спасения уникальна и требовательна.

Иоанн не только должен был распознать время пришествия Христа. Его миссия заключалась в том, чтобы подготовить людей к пришествию Мессии, которого пророки обещали на протяжении веков. Насколько образ Мессии был как-то ими показан, настолько Царство, о котором говорил Иисус, оказалось совершенно непостижимым для Иоанна. Мы можем вспомнить сцену, когда Иоанн из тюрьмы посылает учеников к Иисусу, спрашивая: «Ты ли Тот, Кто должен прийти?». В ответ он слышит: «Слепые прозревают, и хромые ходят, прокаженные очищаются, и глухие слышат, мертвые воскресают, и нищие благовествуют» (Мф 11,5).

Исаия рисует образ раба Яхве, который должен собрать сынов Израилевых, и мало того, быть светом для язычников (Ис 49,6). Иоанн Креститель, конечно, знал эти пророчества, но не до конца понимал, как они исполнятся. Сегодня мы знаем, что они относятся к Иисусу, потому что слышали слова Святого Павла: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп 2,6-7). Для нас дело спасения человека и всего человечества через смерть и воскресение Иисуса очевидна. Иоанн не знает такого Мессии, который совершил бы нечто подобное, о чем он дважды упоминает (Ин 1, 31.33). Несмотря на то, что Иисус был его двоюродным братом и, конечно, он знал Его как родственника, тем не менее, не имел Божественной гарантии, подтверждения от Бога. В Евангелии от Иоанна глаголы: видеть, знать и верить — синонимы.

Ему легче видеть в приходящем на Иордан Иисусе Агнца Божьего, что и предсказывали пророки. В иудаизме Мессия часто изображался в виде агнца или барана, который разгоняет противников своими рогами и правит миром, очистив его от всякого зла и греха. Иисус же явился как страдающий агнец, приведенный на заклание, а после воскресения Он будет называться Церковью пасхальным Агнцем.

Иоанн Креститель видит в Иисусе Агнца Божьего, на которого сошел Святой Дух. Иисус послан Отцом, и Святой Дух без меры дается Иисусом людям (Ин 3,34). У Иоанна есть откровение, знание того, что Дух пребывает на Иисусе. Можно сказать, что призвание Иоанна только что осуществилось: он знал, для чего пришел, для чего должен был крестить водой, и в Иисусе увидел исполнение своей миссии. Свидетельство Иоанна неизмеримо обязывает: он распознал Мессию, что было засвидетельствовано Богом. Были ли те, кто ему не поверил? Конечно. Сомневающиеся будут везде и во все времена. Для нас важно, чтобы мы, как христиане, осознавали свое призвание и необходимость свидетельства. Мы – община Церкви, относящиеся к «освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа во всяком месте» (ср. 1 Кор 1,2). Действительно ли с такой убежденностью и решимостью мы можем подготовить путь Господу в сердцах людей, с которыми живем, вокруг которых вращаемся?

Конечно, важно поддерживать в себе рвение в чтении и слушании Слова Божьего, и, наконец, в провозглашении этого Слова, что является задачей всех верующих. «Речь идет о возвещении не утешительного, а невероятного слова, зовущего к обращению, делающего доступной встречу с Тем, благодаря Кому расцветает новое человечество» (Бенедикт XVI, Verbum Domini, п. 93). И это то, что для всех нас важно: обновленное человечество.

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского – Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости