Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Мф 5, 8
Kana Galilejska

Слово на 2 рядовое воскресенье (16.01.2022)

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 62, 1-5

Чтение книги пророка Исаии.

1 Не умолкну ради Сиона,

и ради Иерусалима не успокоюсь,

доколе не взойдёт, как свет, правда его,

и спасение его — как горящий светильник.

2 И увидят народы правду твою

и все цари — славу твою,

и назовут тебя новым именем,

которое нарекут уста Господа.

3 И будешь венцом славы в руке Господа

и царскою диадемою на длани Бога твоего.

4 Не будут уже называть тебя «оставленным»,

и землю твою не будут более называть «пустынею»,

но будут называть тебя: «Моё благоволение к нему»,

а землю твою — «замужнею»,

ибо Господь благоволит к тебе,

и земля твоя сочетается.

5 Как юноша сочетается с девою,

так сочетаются с тобою сыновья твои;

и как жених радуется о невесте,

так будет радоваться о тебе Бог твой.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 96

Припев: В народах возвещайте все дела Господни.

1 Воспойте Господу песнь новую; 

  воспойте Господу, вся земля. *

2 Пойте Господу, благословляйте имя Его.

  Благовествуйте со дня на день спасение Его. 

3 Возвещайте в народах славу Его, *

  во всех племенах чудеса Его.

7 Воздайте Господу, племена народов, 

  воздайте Господу славу и честь. *

8 Воздайте Господу славу имени Его.

9 Поклонитесь Господу во благолепии святыни. *

  Трепещи пред лицом Его, вся земля!

10Скажите народам: Господь царствует! *

  Он будет судить народы по правде.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Кор 12, 4-11

Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.

4 Дары различны, но Дух один и тот же; 5 и служения различны, а Господь один и тот же; 6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. 7 Но каждому даётся проявление Духа на пользу: 8 одному даётся Духом слово мудрости; другому слово знания, тем же Духом; 9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; 10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. 11 Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

ЕВАНГЕЛИЕ Ин 2, 1-12

Аллилуйя.

Бог призвал нас благовествованием,*

для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.

Аллилуйя.

+Чтение святого Евангелия от Иоанна.

В то время:

1 Был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак. 3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. 4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. 5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. 6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или три меры. 7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их доверху. 8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. 9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино; знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха 10 и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. 11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

12 После сего пришёл Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.

Царствовать — значит служить. Эта максима общеизвестна. Евангелие о свадьбе в Кане представляет Марию не только как мать Иисуса, но и как мать, заботящуюся о делах других людей. Она первая замечает отсутствие вина и проявляет инициативу: разговаривает с Иисусом и со слугами.  Приближает ли тем самым час, когда должна открыться Божья слава? Иисус дает понять, что Его действие не будет человеческим, естественным вмешательством. Чудо превращения воды в вино — это первое чудо, знамение Иисуса, являющее славу Божию. Не смотря на отказ Иисуса, Мария не отчаивалась и  продолжала делать то, что считала нужным. Служба Марии была тихой, ненавязчивой.

То же самое можно сказать и о слугах (греч. diakonoi). Они представляют тех, кто проявляет послушание слову. Поэтому они являются свидетелями уникального преобразования. В христианской духовности их поведение часто показывают как пример для учеников Иисуса. Слуги сделали то, что Он повелел им. В этом Евангелии каждый выполнил свою миссию, свою задачу, послужил даром, полученным талантом.  Так и происходит в Церкви, где «дары различны, но Дух один и тот же» (1 Кор 12,4), и Дух открывается всем для общего блага. Подумаем, каким даром мы служим сегодня в Церкви? Как мы можем быть полезными остальным, служить другим на общее благо, на созидание?  Участие в жизни Церкви делает нас ее сознательными членами.

В описании чуда в Кане невозможно не заметить отсутствие жениха и невесты.  Словно большее значение имел распорядитель пира (дословно в переводе с греческого означает церемониймейстер), который оценивал качество вина. На самом деле женихом и невестой были Иисус и молодая община Церкви.  Согласно пророчеству Исаии: «как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Ис 62,5), здесь мы переживаем чувство радости, источником которой является Иисус Христос.  Свадьба, состоявшаяся на третий день, является предвестником эсхатологической радости в Царстве Божьем. Сегодня на пир в церкви приглашены все. На нем пресуществляется вино в кровь Христову, которая, как драгоценный напиток, омывает нас от всякого греха (ср. 1 Ин 1,7).

Вино и его символика занимают чрезвычайно важное место в Библии.  Оно означает дружбу, человеческую любовь и радость. Но также является знаком мессианских времен. Вино в Кане – это знак радости, которую несет с собой пришествие Мессии. Сам Иисус провозгласил, что Новый Завет, установленный в его лице, есть новое вино, которое прорывает ветхие мехи (ср. Мк 2,22). Новизна, которую приносит Иисус, требует нового мышления, новой религиозности.

Царствовать — значит служить. Иисус Христос по просьбе Марии предотвратил неприятную ситуацию, связанную с отсутствием вина на свадьбе.  Являя свою славу, Он оказался истинным Царем, устраняющим все печали.  Там, где простирается Его царствование, царит радость. Ибо гости на свадьбе не могут горевать, пока с ними жених (ср. Мф 9, 15).

Святой Ефрем, размышляя над этим Евангелием, писал: «Почему же Господь обратил природу воды в первом из Его знамений? Не для того ли, чтобы явить, что Божественность, изменившая природу внутри кувшинов, была той же, которая изменила природу внутри чрева Девы? По совершении Своих знамений Он отверз гроб, дабы показать, что жало смерти не властно над Ним» (Святой Ефрем, Питаю вас тем, чем я живу сам, отцы церкви комментируют воскресные Евангелия — год с, стр. 137). Иисус Христос — Господь жизни, потому что Он Бог, который, став Человеком, изменил судьбу смертных людей, давая надежду на воскресение.

 В церкви мы действительно можем испытывать радость от служения другим, по той причине, что мы принадлежим Господу, о котором можем сказать: «Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи» (Ис 9,3). Сегодня у нас так много поводов для грусти, много драм, войн и страданий, а кроме того, столько неопределенностей, связанных с эпидемией.  Поэтому мы можем взывать к Господу: «вина нет у них». Он никогда не оставит нас без ответа. В Нем мы можем найти источник радости и пережить перемены в своей судьбе, но давайте послушаем, что Он говорит нам сегодня: «наполните сосуды».

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости