ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Сир 24, 1-2. 8-13
Чтение книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова
1 Премудрость прославит себя и среди народа своего будет восхвалена.
2 В церкви Всевышнего она откроет уста свои, и пред воинством Его будет прославлять себя:
8 Тогда Создатель всех повелел мне, и Произведший меня указал мне покойное жилище и сказал:
9 поселись в Иакове и прими наследие в Израиле.
10 Прежде века от начала Он произвел меня, и я не скончаюсь вовеки.
11 Я служила пред Ним во святой скинии и так утвердилась в Сионе.
12 Он дал мне также покой в возлюбленном городе, и в Иерусалиме — власть моя.
13 И укоренилась я в прославленном народе, в наследственном уделе Господа.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 147В
Припев: Слово стало плотью, и обитало с нами.
1 Хвали, Иерусалим, Господа;*
хвали, Сион, Бога твоего.
2 Ибо Он укрепляет засовы ворот твоих,*
благословляет сынов твоих среди тебя;
3 Утверждает в пределах твоих мир;*
туком пшеницы насыщает тебя.
4 Посылает слово Своё на землю;*
быстро течёт слово Его.
8 Он возвестил слово Своё Иакову,*
уставы Свои и суды Свои Израилю.
9 Не сделал Он того никакому другому народу,*
и судов Его они не знают.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Еф 1, 3-6. 15-18
Чтение Послания святого Апостола Павла к Ефесянам.
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа,
благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,
4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира,
чтобы мы были святы и непорочны пред Ним
в любви, 5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа,
по благоволению воли Своей,
6 в похвалу славы благодати Своей,
которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном
15 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, 16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, 17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, 18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых…
ЕВАНГЕЛИЕ Ин 1, 1-18
Аллилуйя. Слава Тебе, Христе* проповеданному в народах,* слава Тебе, Христе,* принятому верой в мире. Аллилуйя.
+Чтение святого Евангелия от Иоанна.
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим, и свои Его не приняли. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. 16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. 18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
Первые слова пролога Иоанна: «В начале», вероятно, являются сознательным напоминанием о первых словах Библии. Первая книга еврейской Библии называлась „В начале” (от первых слов); следовательно, это выражение было бы широко известно. Поэтому Иоанн пишет о новом начале, новом творении и использует слова, которые напоминают о первом творении. Вскоре он использует и другие слова, которые также важны в первой главе Книги Бытия, такие как «жизнь» (ст. 4), «свет» (ст. 4) и «тьма» (ст. 5). Книга Бытия описывает первое творение Бога, а евангелист Иоанн говорит о новом творении. Как и первое, второе не реализуется каким-то подчиненным существом. Это делается через Логос, само Слово Божье. Слово было «в начале», что означает, что оно было прежде всего. Термин, переведенный как «начало», может также означать «происхождение» в смысле фундаментальной причины. Это выражение сочетает в себе два значения: «в начале истории» и «у корней вселенной». Что это значит для нас?
Хорошая новость заключается в том, что никогда не было времени, когда не было Слова. Никогда не было вещи, человека, существование которого не зависело бы от Него. Глагол «было» наиболее естественно понимать в отношении вечного существования Слова: «Слово было непрестанно». Все Его существование было обращено к Отцу. Иоанн не только говорит, что в Иисусе есть что-то божественное, он ясно подчеркивает истину, что Иисус есть Бог (Ин 1, 1.14). Он делает это снова в ст. 18: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» и 20,28, когда Фома обращается к воскресшему Христу: «Господь мой и Бог мой».
Евангелист показывает предсуществование вечного Слова, постепенно открывающегося во времени как Иисус Христос. Можно сказать, что Иисус открыл нам окно времени, чтобы мы могли увидеть и познать вечную и неизменную любовь Бога. Потому что во всей Вселенной нет другого человека, который мог бы открыть нам, кто такой Бог и что Он чувствует к нам, чего Он желает. Он хочет для нас жизни, в ст. 4 мы читаем, что в Иисусе была жизнь. Четвертое Евангелие начинается и заканчивается темой жизни. В конце мы читаем: «… чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин 20, 31). В этом Евангелии слово жизнь (zōē) встречается более тридцати пяти раз, а слово жить (zēn) более пятнадцати раз. Что такое жизнь для Иоанна? Это обратная сторона разрушения, уничтожения, осуждения и смерти. Бог послал Сына Своего, чтобы верующий не умер, но имел жизнь вечную (3,16).
Второе важное слово Пролога и всего Евангелия от Иоанна — свет (1,4 и далее). Оно встречается в этом Евангелии более двадцати раз. Свет, который приносит Иисус, преодолевает хаос, как мы видим в Бытие 1: 3-4: «И сказал Бог: «Да будет свет». И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы». Иисус — Тот, Кто может предотвратить превращение жизни в хаос. Предоставленные самим себе, мы находимся во власти своих страстей, желаний, забот и страхов. Но когда Иисус взойдет над жизнью, приходит свет. Страх перед темнотой, пожалуй, самый древний в мире. Жизнь темна, полна безымянных рефлекторных страхов, пока в нее не входит Иисус.
У нас есть история о ребенке, который остался на ночлег в чужом доме. Заботливо хозяйка оставляет свет включенным, когда ребенок собирается заснуть. Но мальчик вежливо отказывается от этого. «Я думала, ты будешь бояться темноты”, – изумленно говорит она. „Нет, – отвечает мальчик, — Вы знаете, это Божья тьма”.
С Иисусом ночь становится светлой, как день. Пока мы не смотрим на себя глазами Иисуса, мы не знаем, кто мы, мы не знаем, что такое наша жизнь, куда она идет, какова ее конечная цель. Тот, кто ненавидит свет и имеет что скрывать, ходит во тьме (Ин 3, 19-20). Свет Божий проникает во всю тьму и освещает таящееся в ней зло всего мира. Для евангелиста Иоанна жизнь без Христа — это жизнь во тьме. Тьма означает жизнь без Христа, это ее синоним, особенно такой жизни, которая отворачивается от Христа, извращенно и злонамеренно отвергает Его свет. Без Иисуса Христа человек ведет себя как слепой. Жизнь без Иисуса Христа — это напрасная жизнь, как восклицал Гете: «Света, больше света!» Говорится, что один шотландский лидер крикнул своим друзьям: «Зажгите свечи, чтобы я увидел, как я умираю!»
Иисус – это свет, который показывает человеку путь и освещает этот путь шаг за шагом. Не все отвергли Свет – Иисуса, когда он пришёл. Некоторые приветствовали и приняли Его с радостью. Именно им Иисус дал право стать детьми Божьими (1,12 и далее). Евангелист Иоанн ясно подчеркивает, что истинное сыновство может быть достигнуто только через Иисуса Христа. Это сыновство не происходит от каких-либо человеческих желаний или действий человеческой воли, но исходит исключительно от Бога. Мы не можем сделать себя детьми Божьими, мы можем только вступить в отношения, уже приготовленные Богом. Но есть и простор для человеческого действия, ведь человек может принять то, что предлагает Бог, Его благодать, так же, как и в случае с земным отцом, предлагающим сыну свою любовь, совет и дружбу, от которых сын может отказаться и выбрать свой собственный путь. Вот так Бог предлагает нам право стать детьми Божьими, но мы должны этим правом воспользоваться. Как нам это сделать? Возложить все наше упование на Имя Иисуса, которое означает: «Яхве спасает; Бог есть спасение». Вот почему мы верим в это Единственное Имя, которое есть Присутствие Бога, Его Любовь, Мир, Кротость, Сила и Доброта.
Итак, верить во Имя Иисуса — значит верить, что Бог подобен Иисусу, потому что только тогда мы сможем довериться Богу и стать Его Чадом. Примем еще раз этот великий дар, благодать детства Божия, благодать спасения, прощение грехов и дар новой жизни. Когда мы смотрим на ясли и слушаем слово Божие, давайте подумаем о том, насколько Малым нужно быть, чтобы достичь таких великих дел, и в то же время, насколько Великим нужно быть, чтобы иметь возможность стать таким Маленьким. Словостало плотию, и обитало с нами. Сегодня я преклоняю колени перед Ним и исповедую: Господь мой и Бог мой.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове