ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Иер 38, 4-6. 8-10
Чтение книги пророка Иеремии.
В те дни:
4 Князья сказали царю: да будет этот человек предан смерти, потому что он ослабляет руки воинов, которые остаются в этом городе, и руки всего народа, говоря к ним такие слова; ибо этот человек не благоденствия желает народу сему, а бедствия. 5 И сказал царь Седекия: вот, он в ваших руках, потому что царь ничего не может делать вопреки вам. 6 Тогда взяли Иеремию и бросили его в яму Малхии, сына царя, которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а только грязь, и погрузился Иеремия в грязь.
8 И вышел Авдемелех из дома царского и сказал царю: 9 государь мой царь! худо сделали эти люди, так поступив с Иеремиею пророком, которого бросили в яму; он умрет там от голода, потому что нет более хлеба в городе. 10 Царь дал приказание Авдемелеху Ефиоплянину, сказав: возьми с собою отсюда тридцать человек и вытащи Иеремию пророка из ямы, доколе он не умер.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 40
Припев: Господи Боже, поспеши на помощь.
2 Твёрдо уповал я на Господа,†
и Он приклонился ко мне*
и услышал вопль мой.
3 Извлёк меня из страшного рва,*
из тинистого болота;
и поставил на камне ноги мои,*
и утвердил стопы мои.
4 И вложил в уста мои новую песнь –*
хвалу Богу нашему.
Увидят многие, и убоятся,*
и будут уповать на Господа.
18 Я же беден и нищ,*
но Господь заботится о мне.
Ты – помощь моя и избавитель мой;*
Боже мой! не замедли.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Евр 12, 1-4
Чтение Послания к Евреям.
Братья:
1 Мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
3 Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. 4 Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 12, 49-53
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Овцы Мои слушаются голоса Моего, говорит Господь;*
и Я знаю их, и они идут за Мною.
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
+Чтение святого Евангелия от Луки.
В то время: Иисус сказал Своим ученикам:
49 Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! 50 Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! 51 Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; 52 ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех:
53 отец будет против сына,
и сын против отца;
мать против дочери,
и дочь против матери;
свекровь против невестки своей,
и невестка против свекрови своей.
Сегодняшнее Слово Божье из Евангелия от святого Луки не предназначено для того, чтобы запугать нас и повергнуть в ужас. Такое впечатление может произвести символика низвержения огня на землю. Иисус знает о своей неминуемой смерти. Час Его страданий близок. Он боится ее, но в то же время ожидает с тоской. Именно об этом часе Он говорит, используя символы огня и крещения.
Огонь в Писании – это образ суда. Крещение выражает истину о погружении в море — чашу страданий (см. сегодняшнее первое чтение). Час мучений, смерти Иисуса — это время суда, очищения и спасения, но о каком суде идет речь? В святом Евангелии от Иоанна мы слышим, как Иисус говорит: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Это говорил Он, давая разуметь, какой смертью Он умрет» (12,31-33). Речь идет об очищении земли и человеческого сердца от зла и греха. Иисус имеет в виду не наказание или уничтожение человека, а зло и виновника его — сатану. Его искупительная смерть на кресте принесет плод спасения для всех. Цена новой жизни, нашей свободы как чад Божьих – это погружение Иисуса в смерть, принятие крещения кровью. Никакие муки не могут изменить Его намерения. Он хочет отдать свою жизнь из любви, чтобы огонь Святого Духа горел в сердцах людей. Только этот огонь может убедить в большой Его любви по отношению к каждому человеку, привлечь всех к Нему.
Слова Иисуса предвещают то, что произойдет в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сойдет в виде огненного пламени на раннюю Церковь. Огонь Пятидесятницы — это плод страсти и смерти Иисуса, которую Иисус называет крещением. Этот Божественный Огонь — Святой Дух — Любовь истечет из пронзенного бока Иисуса и именно Он воспламенит сердца людей. Слова Иисуса о расколе не противоречат истине, что Он есть наш мир и Князь мира. Христос постоянно приносит мир и дает его, разрушают же его люди, отвергающие Христа и Его Евангелие.
При написании этого Евангелия Лука, вероятно, видел проблемы, возникающие в семейных домах из-за веры в Иисуса. Всегда подлинная жизнь Евангелием несет в себе знамения креста и страдания, которые представляют собой отвержение, клевету, гонения из-за веры. В семье мы можем найти тех, кто верит, и тех, кто отвергает Иисуса. Принятие стороны Иисуса связано с разделением, с судом, то есть с выбором того, кто является моим величайшим сокровищем и благом, моим наследием и судьбой.
Огонь Святого Духа поглощает и воспламеняет сердца тех, кто познал слово Господа, Его любовь и вступил на путь обращения. Они также несут в себе муки, чтобы другие были спасены и унаследовали Царство Божие! Иисус хочет, чтобы Его огонь уже горел. Это горячее желание можно понять как искреннее ожидание, страстное желание, чтобы люди решили следовать за Ним, не жить в разделении, а вступить на путь любви, ведущий в Царство Божие.
Христианская жизнь ставит верность Христу и Его учению превыше всех других ценностей. Если перед кем-то стоит выбор между верностью своим родственникам или следованием за Иисусом, он должен выбрать Его (ср. Лк 14,26), даже если ему придется навсегда покинуть родной дом и подвергнуть себя ненависти своих близких. Если мы принимаем или приняли такое решение, мы никогда не будем одиноки. Потому что огонь Святого Духа, присутствующий в учении Иисуса, согревает и просвещает нас, проливает любовь в сердце и указывает путь, особенно когда мы заблудились. Поэтому с верой просим словами Нерсеса Шнорали (ум. 1173): Ты излил на землю Твой огонь исходящий с неба, благодаря которому очищаются человеческие души. Воспламени его и в моем сердце столь холодном, согрей мою душу Твоей любовью. Ты, Господь Единый, будь моим наследием, каким ты был для Павла, который так любил Тебя. Пусть я никогда не променяю тебя на творение, даже если мне предстоит столкнуться со всевозможными мучениями.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове