Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

сколько раз прощать

Слово на 24-е рядовое воскресенье (17.09.2023)

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Сир 27, 33 – 28, 8

Чтение книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова.

33 Злоба и гнев – тоже мерзости,

и муж грешный будет обладаем ими.

28.1 Мстительный получит отмщение от Господа,

Который не забудет грехов его.

2 Прости ближнему твоему обиду,

и тогда по молитве твоей

отпустятся грехи твои.

3 Человек питает гнев к человеку,

а у Господа просит прощения.

4 К подобному себе человеку не имеет милосердия,

и молится о грехах своих.

5 Сам, будучи плотию, питает злобу:

кто очистит грехи его?

6 Помни последнее

и перестань враждовать;

помни истление и смерть

и соблюдай заповеди;

7 помни заповеди

и не злобствуй на ближнего;

8 помни завет Всевышнего

и презирай невежество.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 103

Припев: Щедр и милостив Господь, долготерпеливый.

1 Благослови, душа моя, Господа,*

и вся внутренность моя — святое имя Его.

2 Благослови, душа моя, Господа,*

и не забывай всех благодеяний Его.

3 Он прощает все беззакония твои,*

исцеляет все недуги твои;

4 избавляет от могилы жизнь твою,*

венчает тебя милостью и щедротами.

9 Не до конца гневается,*

и не вовек негодует.

10 Не по беззакониям нашим сотворил нам,*

и не по грехам нашим воздал нам.

11 Ибо, как высоко небо над землёю,*

так велика милость Господа к боящимся Его.

12 Как далеко восток от запада,*

так удалил Он от нас беззакония наши.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Рим 14, 7-9

Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам.

Братья:

7 Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; 8 а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни. 9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.

ЕВАНГЕЛИЕ Мф 18, 21-35

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Заповедь новую даю вам, говорит Господь,*

да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

+Чтение святого Евангелия от Матфея.

В то время:

21 Петр приступил к Иисусу и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? 22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. 24 Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов. 25 А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. 26 Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. 27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. 28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. 29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. 30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. 31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. 32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? 34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. 35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Прощение и отпущение грехов, о котором говорится в сегодняшнем Евангелии, – это нечто очень трудное, так же, как и братское вразумление, о котором говорилось на прошлой неделе. Эти две непростые реальности и отношения очень важны, потому что они строят христианскую общину, а также отношения в обществе. Прощение причиненных обид, зла, жестокости иногда приходит через много лет, требует времени и часто является длительным процессом, но возможно по милости Божьей.

Слово Божье из сегодняшнего Евангелия показывает нам истину о том, что испытываемая милость и оказанное милосердие тесно связаны между собой. Мы никогда не знаем, в какой ситуации окажемся сами. Будем ли мы сами нуждаться в прощении и отпущении грехов со стороны других, или нас попросят простить от души. Часто можно услышать, как кто-то убежденно говорит: «Я никогда тебе этого не прощу» или: «Я не прощу тебе этого до конца жизни, я никогда не забуду…». Чувство обиды, несправедливости очень сильно в нас. Только благодать Божия может одарить нас безусловным прощением 77 раз, то есть всегда, как мы слышим в сегодняшнем Евангелии.

Петр, зная, что Иисус обязывает своих учеников прощать (ср. Мф 6, 12. 14-15) желает установить пределы прощения. Число семь в Библии — число совершенное и полное. Раввины утверждали, что числа три в таком случае достаточно. Ибо считалось, что Бог трижды прощает, а за четвертый наказывает (см. Амос 1,3. 6. 9. 11. 13). Таким образом, тот, кто хочет следовать за Богом, также должен прощать три раза. Петр рассчитывает произвести впечатление на Иисуса, говоря о семикратном прощении. Ответ Иисуса указывает на то, что прощение должно быть безграничным — 77 раз, то есть всегда! Нельзя по-настоящему любить братьев, не практикуя безусловного прощения! Точно так же, как Бог прощает тех, кто согрешил против Него, ученики Иисуса должны прощать причиненное им зло.

В сегодняшней притче царь проявляет милость к должнику, но, добиваясь своих прав, должник обнаруживает недостаток милосердия и даже жестокость по отношению к другому слуге. В образе царя мы узнаем Бога, прощающего должнику, т. е. грешнику, его огромный долг – его грехи. Должник задолжал 10 тысяч талантов. Талант — денежная единица, равная весу более 34 кг серебра или 6000 динариев. Один серебряный динарий представлял собой оплату труда работника за один день труда (см. Мф 20, 2). Таким образом, один талант — это оплата человеку за 20 лет работы. Если умножить эту сумму на 10 000, то получится невообразимая сумма! Преувеличенная сумма иллюстрирует отношения между Богом и грешником, к которому Бог проявляет милость без границ и всегда! Хозяин, пожалев слугу, не только откладывает возврат долга, но и отменяет, погашает всю эту баснословную сумму. Милость хозяина —  царя выходит далеко за рамки ожиданий, просьбы должника. Однако должнику, освободившемуся от бремени греха, теперь предстоит стать учеником и нести ответственность за полученную благодать.

Наш долг перед Богом и Его добротой бесконечно больше, чем тот, который мог бы быть перед нами у любого человека. Святой Иоанн Златоуст говорит, что Бог создал нас из ничего и сделал мир видимым для нас. Он только нам даровал бессмертную душу. Когда человечество оказалось неблагодарным по отношению к Нему, Бог дал нам еще больший дар – прощение. Прощение — это добродетель Самого Бога. Если мы прощаем от сердца, мы подражаем самому Богу.

Слуга, которому была оказана милость, оказался немилосердным по отношению к другому. Слуга должен подражать милости, оказанной ему! Христианин может потерять Божье прощение, если он не предлагает его другим, своим ближним. Предполагается, что Божье прощение преобразит его и даст ему возможность следовать за Господом. Иисус хочет научить нас, своих учеников, что, помня свои ошибки, мы не должны держать обиду на тех, кто падает. Иисус оставил нам образец прощения, когда на Кресте молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». В Послании Святого Апостола Павла к Колоссянам говорится: «И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учениeм бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол 2, 13-14).

Мы не являемся созидателями прощения, оно никому не дается легко. Это трудности, которые мы отвергаем, скорее отстаиваем свои права и стремимся к справедливости. Милосердие — это черта Бога, но не всегда человека… Прощение, которое является милостью Царя, можно принять, а затем забыть. Однажды принятое, оно становится образом жизни и отношением свободы детей Божьих. В молитве «Отче нашем» мы молимся: «…и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Лишь, когда я открываюсь щедрости Божьего прощения, я могу щедро дарить его другим. Только прощение может преодолеть разногласия между братьями, только оно может остановить спираль ненависти и мести в нашем сердце, в семье, обществе, в общине. Это благодать, потому что она исходит от Бога, Святого Духа. Если мы упорствуем и не хотим от сердца прощать, мы становимся неблагодарными по отношению к Богу, Его любви, благости и милости к нам. Мы как бы закрываем небо, лишая себя и других радости и свободы прощения греха!

Глядя на Крест Христов, подумай о том, что ты получил от Него и какие грехи Он тебе простил и как много Он тебе дал! Подумай, не несешь ли ты в сердце обиду, непрощение по отношению к кому-то. Проси Святого Духа одарить тебя прощением и примирением!

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского – Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости