ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ам 6, 1а. 4-7
Чтение книги пророка Амоса.
Так говорит Господь Вседержитель:
1 Горе беспечным на Сионе
и надеющимся на гору Самарийскую.
4 Вы, которые лежите на ложах из слоновой кости
и нежитесь на постелях ваших,
едите лучших овнов из стада
и тельцов с тучного пастбища,
5 поете под звуки гуслей, думая,
что владеете музыкальным орудием, как Давид,
6 пьете из чаш вино,
мажетесь наилучшими мастями,
и не болезнуете о бедствии Иосифа!
7 За то ныне пойдут они в плен во главе пленных,
и кончится ликование изнеженных.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 146
Припев: Хвали, моя душа, Господа Бога.
6 Вечно хранящего верность, *
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим. *
Господь разрешает узников.
8 Господь отверзает очи слепым, *
Господь восставляет согбенных,
Господь любит праведных. *
9 Господь хранит пришельцев.
Поддерживает сироту и вдову, *
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, *
Бог твой, Сион, в род и род.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Тим 6, 11-16
Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Тимофею.
11 Ты, человек Божий, преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. 12 Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями. 13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещаю тебе 14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, 15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, 16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 16, 19-31
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Иисус Христос, будучи богат, обнищал ради вас,*
дабы вы обогатились Его нищетою.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
+Чтение святого Евангелия от Луки.
В то время: Иисус сказал фарисеям:
19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. 20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. 22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. 23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. 25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. 27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. 29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. 30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. 31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Жизнь – это одна большая гонка спортсменов за лаврами победителя. Однако можно выступить в самых различных дисциплинах и не получить венец победы.
Сегодняшнее Евангелие показывает двух совершенно противоположных персонажей, но, тем не менее, обладающих чем-то общим: человечностью. Два разных образа жизни, но имеющих единый финал: смерть. У богача нет имени, как будто Иисус, рассказывая эту притчу, хотел сказать нам, что богатство, роскошь и глупость безымянны и делают человека объектом. Такой образ жизни искажает подлинность человеколюбия. Богач не видел людей вокруг себя.
Имя Лазарь означает: «Бог помог». Иисус всегда был чувствителен к человеческой нужде, поэтому Он видел человеческое лицо в Лазаре, и именно покрытый струпьями бедняк представляет собой человечество, достойное небес.
Перед лицом смерти все оказываются равными, но земная жизнь влияет на нашу вечность, и потому она может протекать по-разному. Часто для современных людей, испытывающих недостаток или живущих в бедности, небольшим утешением является это обещание изобилия в будущей вечной жизни. И все же Иисус утверждает, что наша вечность зависит не от состояния достатка, но от того, насколько мы человечны: можем ли мы увидеть самого нуждающегося человека, есть ли в нас чувствительность к человеческим страданиям, вызванным бедностью? Вопрос о человечности Евангелие ставит также перед бедными: можем ли мы быть честными и не проклинать Бога в нашей ситуации?
Неизбежный конец земной жизни раскрывает закономерность, которую пророк Амос образно излагает: «Вы, которые лежите на ложах из слоновой кости, … пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных» (см. 6,4–7). Если кто-то живет в гонке за богатством, может стать изгнанником и рабом. Чтобы мы в конце нашей жизни вслед за святым Павлом могли сказать: «Подвигом добрым я подвизался…», пусть пока нашими станут слова, адресованные Тимофею, ученику Павла: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни» (1Тим 6,12).
Те, кому мы при жизни отказываемся помогать, станут нашими судьями. Богач, страдающий в муках в аде, попросил Лазаря о помощи, потому что только после смерти мы можем увидеть всю свою жизнь и людей, мимо которых когда-то прошли. Однако, мы слышим из уст Авраама: «между нами и вами утверждена великая пропасть» (буквально с греческого). После смерти мы не можем изменить свою судьбу, все происходит здесь и сейчас, в этой реальности, которая принадлежит нам.
Жизнь – это бег каждого из нас, бег за венцом победы, и мы не знаем, сколько у нас осталось времени до финиша. Поэтому не будем откладывать на неопределенное время исповедь, молитвы и Евхаристию. Встреча с живым и воскресшим Иисусом совершается в таинствах, в Слове Божьем. Это средства нашего спасения. Через них мы получаем благодать жизни в вере. Поэтому чудеса, требуемые богачом в аде, такие как: посылание умерших к братьям в семье и предостережение их, не приведут к обращению кого-либо.
И потому воспользуемся случаем и постараемся мудро завоевать венец победы.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове