ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Сир 35, 12-14. 16-18
Чтение книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова.
12 Господь есть судия,
и нет у Него лицеприятия:
13 Он не уважит лица пред бедным
и молитву обиженного услышит;
14 Он не презрит моления сироты, ни вдовы,
когда она будет изливать прошение свое.
16 Служащий Богу будет принят с благоволением,
и молитва его дойдет до облаков.
17 Молитва смиренного проникнет сквозь облака,
и он не утешится, доколе она не приблизится к Богу,
18 и не отступит, доколе Всевышний не призрит
и не рассудит справедливо и не произнесет решения.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 34
Припев: Нищий воззвал, и Господь услышал.
2 Благословлю Господа во всякое время; *
хвала Ему непрестанно в устах моих.
3 Господом будет хвалиться душа моя; *
услышат кроткие и возвеселятся.
17 Но лице Господне против делающих зло, *
чтобы истребить с земли память о них.
18 Взывают, и Господь слышит, *
и от всех скорбей их избавляет их.
19 Близок Господь к сокрушенным сердцем *
и смиренных духом спасет.
23 Избавит Господь душу рабов Своих, *
и никто из уповающих на Него не погибнет.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 2 Тим 4, 6-9, 16-18
Чтение второго Послания святого Апостола Павла к Тимофею.
Возлюбленный:
6 Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. 7 Подвигом добрым я подвизался, бег завершил, веру сохранил; 8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
9 Постарайся придти ко мне скоро.
16 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! 17 Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. 18 И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 18, 9-14
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Бог во Христе примирил с Собою мир,*
и дал нам слово примирения.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
+Чтение святого Евангелия от Луки.
В то время:
9 Сказал Иисус к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: 10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. 13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! 14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Кто-то однажды сказал, что целью нашей жизни должно быть не накопление богатства, а богатство бытия. Христианская жизнь формируется богатством Евангелия, которое называет по имени все крайности, имеющиеся в человеке. И вот в нас есть чувство уникальности, обычная житейская гордость, но также смирение и осознание собственной малости или нужды. Мы часто имеем опыт жизни между крайностями. Насколько евангельские ценности сформируют во мне внутреннего человека, настолько я смогу с благодарностью принять все, что со мной происходит. А благодарность Богу требует смирения.
Именно мытарь из притчи ушел оправданным после своей молитвы в храме. Но как он почувствовал это оправдание? Ведь Бог не говорил с ним. У него определенно было чувство внутреннего мира, уверенность в том, что он был принят и услышан Богом. Святой Августин отмечает, что чувства сердца отталкивали его (потому что он ощущал свою недостойность), но благочестие приближало его к Господу.
Поэтому нужно исследовать себя, свое сердце, нет ли в нем гордыни. Смиренное пришествие к Богу, что выражается и в благочестивом отношении, всегда будет принято Богом: «Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали» (Псалом 138, 6). Поэтому нужно смириться, чтобы не впасть в самодовольство и не хвастаться своими успехами, почестями. Сегодня многие люди, также крещеные, даже не произносят молитву так, как фарисей, потому что у них вообще нет отношений с Богом, а жизненные успехи они приписывают только себе. Такие люди не воспитывают в себе благодарного настроя, и для них чуждо отношение чего-либо к Богу. В свою очередь, фарисей, говоря о своих заслугах, на самом деле только сравнивал себя с мытарем. Он не нуждался ни в чем от Бога, потому что тщательно исполнял закон, и, по его мнению, это ставило его выше других. В принципе, он ничем не отличался от тех, кто вообще не молится.
«Служащий Богу будет принят с благоволением, и молитва его дойдет до облаков. Молитва смиренного проникнет сквозь облака» (Сир 35, 16-17). Помолимся о таком смирении сердца, чтобы как святой Павел мы могли сказать в конце жизни: «течение совершил, веру сохранил» (см. 2 Тим 4, 7). Как смертные люди, мы приходим на эту землю и уходим с нее, но вечность — это наше будущее, где нас ждет возвышение. Чтобы защитить свою веру, мы с благодарностью к Господу должны принимать последние места, лишения и тяготы жизни. Так развивается христианское смирение. На этом пути мы уподобляемся Иисусу Христу, до нас прошедшему через крест к воскресению.
Богатство нашего бытия состоит из множества крайностей. Именно в каждом из нас, также в нашей молитве, живут фарисей и мытарь. Мы говорим и думаем о себе и своих делах, на самом деле не слушая нашего доброго Отца, а в других случаях мы можем смиренно признать нашу собственную недостойность и хрупкость. Господи, научи нас молиться! Ибо в молитве выражается наша вера.
Два человека пришли в храм. Кто из них я сегодня?
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове