ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Исх 22, 21–27
Чтение книги Исхода.
Так говорит Господь:
21 Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской. 22 Ни вдовы, ни сироты не притесняйте. 23 Если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их; 24 и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами.
25 Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. 26 Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее. 27 Ибо она есть единственный покров у него, она одеяние тела его: в чем будет он спать? Итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 18
Припев: Бога возлюблю я, Он моё спасенье.
2 Возлюблю Тебя, Господи,*
крепость моя!
3 Господь твердыня моя и прибежище моё,*
Избавитель мой.
Бог мой, – скала моя; на Него я уповаю;*
щит мой, рог спасения моего и убежище моё.
4 Призову достопоклоняемого Господа,*
и от врагов моих спасусь.
47 Жив Господь и благословен защитник мой!*
Да будет превознесён Бог спасения моего,
51 величественно спасающий царя*
и творящий милость помазаннику Своему.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Фес 1, 5с-10
Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.
Братья:
5 Вы знаете, каковы были мы для вас между вами. 6 И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго; 7 так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии. 8 Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать. 9 Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному 10 и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 22, 34-40
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё, говорит Господь;*
и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему.
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
+Чтение святого Евангелия от Матфея.
В то время:
34 Фарисеи, услышав, что Иисус привел саддукеев в молчание, собрались вместе. 35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: 36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь. 39 Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. 40 На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Великая сила убеждения – искренняя любовь. Христиане должны стремиться к такой любви согласно словам апостола: «Послушанием истине через Духа очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1Петр 1,22). Любовь должна осуществляться в истине, поэтому любовь — это божественная добродетель, поскольку Бог первым возлюбил человека, и от Него исходит всякая способность любить.
Не делать зла другим, заботиться об существенных нуждах ближнего — это начало пути и содержание основного морального закона (см. Исх 22,20-26). Именно законник, намереваясь подвергнуть Иисуса испытанию, задает вопрос о величайшей заповеди. Нас может удивить такой вопрос, но когда мы поймем, что у евреев была сложная система различных законов, то есть 613 заповедей (запретов и предписаний), мы осознаем обоснованность вопроса. Исполнение еврейского закона было обязательным для каждого взрослого мужчины в это описываемое время. Раввины обсуждали, что важнее: изучение Торы или выполнение заповедей? Они пришли к выводу, что изучение ведет к действиям, то есть к исполнению заповедей. Без изучения это невозможно сделать правильно. Цель изучения Торы – как можно лучше исполнять заповеди, данные Богом. Поэтому раввины учат: «Не учение есть суть, а действие».
Иисус не занимается словесными играми, не ссылается на иудейские толкования заповедей, а выступает перед фарисеями как законодатель и подтверждает то, что было сформулировано в Книге Второзаконие 6,4-6: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всеми силами твоими. „И да будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем»». Любовь к Богу — это первая заповедь, потому что она является ответом на Его любовь к людям. Эта заповедь предполагает не рабское отношение, а сыновнее. Народ часто отходил от Бога, делал себе идолов по собственному желанию, но любовь Божия не менялась, что полнее всего выразил Иисус Христос, который из любви к человеку совершил дело спасения – умер на кресте за всех людей, но был отвергнут своим народом. Эта односторонняя любовь не всегда ценилась и по-прежнему не всегда ценится.
Однако Иисус учит нас и односторонней любви – это любовь к врагам: «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Мф 5,46). Любовь к врагам, то есть к тем, кто по отношению к нам враждебен, злонамерен, усложняет нам жизнь. Можно ли любить таких врагов и при этом молиться за тех, кто преследует нас (ср. Мф 5, 44)? По-человечески нет, но все возможно тем, кто исполняет заповедь любви Бога.
Человек часто желает доказательства любви от Бога. Когда мы добиваемся успеха и все идет по нашим планам, тогда мы склонны верить в бескорыстную, верную любовь Бога к нам. Сложнее, когда мы сталкиваемся с неудачами и страданиями. А как насчет того, чтобы задействовать свое сердце, душу и все свои силы в отношениях с Богом?
Церковь сегодня размышляет над этим Евангелием, чтобы подтвердить необходимость познания Закона Божьего и задуматься, что он значит для нас сегодня. Любить Бога — это, конечно, не означает какого-то эмоционального, восторженного мышления о Боге, но это память о Нем, как о ком-то самом близком, как о добром Отце. Поставить Бога на первое место в жизни – это действие гарантирует исполнение заповедей в отношении других.
Жизнь христиан в соответствии с Евангелием представляет собой форму слова Божьего. Такая жизнь, выраженная в поступках, привлекательна, является свидетельством и примером для других. Verba docent, exempla trahunt (Слова учат, примеры привлекают) — это латинская пословица и насколько она актуальна в контексте заповеди любви. Любовь к ближнему, caritas, самая бескорыстная и братская любовь, позволяет другим людям познать самого Бога. Итак, «станем любить не словом или языком, но делом и истиной» (1 Ин 3,18), чтобы нам стать подобными Тому, Кто первым возлюбил нас.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского – Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове