ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Прем 11,23-12,2
Чтение книги Премудрости Соломона.
Господи!
23 Весь мир пред Тобою, как колебание чашки весов,
или как капля утренней росы, сходящей на землю.
24 Ты всех милуешь, потому что все можешь,
и покрываешь грехи людей ради покаяния.
25 Ты любишь все существующее,
и ничем не гнушаешься, что сотворил,
ибо не создал бы, если бы что ненавидел.
26 И как могло бы пребывать что-либо,
если бы Ты не восхотел?
Или как сохранилось бы то,
что не было призвано Тобою?
27 Но Ты все щадишь, потому что все Твое,
душелюбивый Господи.
1 Нетленный Твой дух пребывает во всем.
2 Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь
и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь,
чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 145
Припев: Имя Твоё, Боже, славить будем вечно.
1 Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь *
и благословлять имя Твое во веки и веки.
2 Всякий день буду благословлять Тебя *
и восхвалять имя Твое во веки и веки.
8 Щедр и милостив Господь, *
долготерпелив и многомилостив.
9 Благ Господь во всем, *
и щедроты Его на всех делах Его.
10 Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, *
и да благословляют Тебя святые Твои;
11 да проповедуют славу царства Твоего, *
и да повествуют о могуществе Твоем.
13 Верен Господь во всех словах Своих *
и свят во всех делах Своих.
14 Господь поддерживает всех падающих *
и восставляет всех низверженных.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 2 Фес 1, 11-2, 2
Чтение второго Послания святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.
Братья:
11 Молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, 12 да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.
1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, 2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 19, 1-10
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Так возлюбил Бог мир,
что отдал Сына Своего Единородного,*
Дабы всякий, верующий в Него, имел жизнь вечную.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
+Чтение святого Евангелия от Луки.
В то время:
1 Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. 2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, 4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. 5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. 6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью. 7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; 8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. 9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Внутреннее преображение – это результат встречи с Иисусом и плод веры в спасительную силу Креста.
Как когда-то Иисус пришёл к Закхею и радикально изменил его жизнь, так сегодня может сделать то же самое в нашей жизни. Необходимо пробудить желание встретиться с Ним и искать возможности, чтобы прийти к этому. Тем не менее инициатива всегда принадлежит Богу.
Что мы знаем о Закхее? Закхей был охарактеризован как грешник, сборщик налогов и даже начальник мытарей, очень богатый, имеющий только один недостаток: он был мал ростом. Но при всем этом у него было большое желание: он хотел увидеть Иисуса. Однако при его реализации он столкнулся с препятствием: другими людьми, которые были выше его. Закхей, несмотря на положение, которое он занимал, и богатства, которыми обладал, смотрел на других снизу вверх. А те, кого он преследовал и использовал, собирая больше налогов, смотрели на него сверху вниз. Эта картина показывает нам, что он, как сборщик налогов и начальник мытарей, был презираем людьми, и это презрение выражалось в их взглядах.
Чтобы избежать всего этого, Закхей залез на дерево. Он хотел увидеть Иисуса, Сына Божьего, Мессию, Господа, но минуя людей. В конце концов, он нашел возможность смотреть свысока на всех, включая Иисуса. В тот момент, когда Закхей был на дереве, наверху, он также мог относиться с презрением к другим людям.
Когда приходит Иисус, их взгляды встречаются. Иисус посмотрел на него вверх и таким образом, казалось, занял позицию Закхея, грешника, мытаря, которого презирали люди и который вынужден был смотреть на них снизу. Однако взгляд Господа совершенно иной. Впервые кто-то посмотрел на Закхея без презрения, без неприязни. Иисус посмотрел на него и увидел человека, созданного и возлюбленного Богом, сына Авраама, то есть принадлежащего к числу детей Божьих и Избранному народу. Он посмотрел на него, движимый милосердной любовью, и назвал его по имени: «Закхей». А это имя означает «чистый, невинный». Он предлагает ему сойти с дерева, встать посреди других людей, его братьев и сестер, таких же грешников, как и он, по-иному взглянуть на себя, на других и на Иисуса, а также пойти с Ним домой.
Чтобы все это могло произойти, Иисус должен был стать жертвой умилостивления за грехи. Человека, который по своей природе грешник, нельзя назвать невинным. Мы виновны. Мы делаем выбор более-менее осознано. Если он обманывал людей, то был виновен. Но он носил имя, в котором говорилось, что он призван к невинности, безупречности, чистоте, праведности. Однако именно об Иисусе Слово Божье говорит, что Он единственный праведник, единственный невинный, который однажды взойдет на древо и займет место Закхея. Это будет древо креста. Там он проявит Божью любовь к человеку и ко всему миру. Отдаст свою жизнь, чтобы мы могли использовать плоды креста, чтобы никогда не сомневались в том, что милосердная любовь Бога доступна для нас в любое время, что вечность, целомудрие и невинность, которые дает нам кровь Христа, станут нашим уделом в полноте.
Эта истина требует от нас перемены взгляда. Когда-то Иисус посмотрел на Закхея, который сидел на дереве. Затем Иисус отправился в Иерусалим, чтобы взойти на древо креста. Теперь Закхей, а с ним каждый из нас может снизу смотреть на крест, на котором висит наше спасение. Мы призваны делать это с сердцем, движимым состраданием, любовью, верой, с открытыми глазами, без пренебрежения и презрения. Мы никогда не должны забывать, что Христос Господь занял наше место. Тогда начинается иное мышление, обращение сердца и преобразование жизни. Евхаристия – особое место и время, когда мы можем это пережить. Это наша встреча с Иисусом в тайне Его смерти и воскресения.
К чему призывает нас Бог? Чтобы мы, следуя примеру Закхея, встретились взглядом с Господом, и, уверовав в силу креста, стали теми, кто сочувствует бедным, пострадавшим, и стали защитникам этих людей. Попросим Бога, чтобы так было в нашей жизни.
Внутреннее преображение – это результат встречи с Иисусом и плод веры в спасительную силу Креста.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове