ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Соф 2, 3; 3, 12-13
Чтение книги пророка Софонии.
3 Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня.
12 Оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне.
13 Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 146
Припев: Благословенны нищие духом.
6 Господь вечно хранит верность,*
7 творит суд обиженным,
даёт хлеб алчущим.*
Господь разрешает узников.
8 Господь отверзает очи слепым,*
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.*
9 Господь хранит пришельцев.
Поддерживает сироту и вдову;*
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,*
Бог Твой, Сион, в род и род.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Кор 1, 26-31
Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.
26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; 27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; 28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – 29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. 30 От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, 31 чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом.
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 5, 1–12а
Аллилуйя.
Радуйтесь и веселитесь;* ибо велика ваша награда на небесах.
Аллилуйя.
+Чтение святого Евангелия от Матфея.
В то время:
1 Увидев народ, Иисус взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
Слово Божие всегда приносит благую весть, которая говорит нам правду о Боге и о нас. Бог есть Любовь, Он любит нас и желает нашего счастья. Сегодня мы можем выбрать стезю, являющуюся путем Иисуса, путем заповедей блаженства, о которых мы слышим в сегодняшнем Евангелии. Евангелист Матфей очень тщательно обрисовывает предысторию самой важной, по его мнению, речи Иисуса — Нагорной проповеди, которая начинается с «Заповедей блаженства». Гора указывает на откровение Самого Бога, сидячая поза Иисуса — на Его достоинство и превосходство над учителями Израиля. Сам Бог говорит через Иисуса, как Он говорил на Синае через Моисея. Слушатели стоят, что выражает величайшее внимание и уважение к слову Иисуса и воле Бога.
Речь Иисуса не обращена к особо благочестивым и преданным людям, а ко всем призванным стать учениками Господа. В Заповедях блаженства говорится о конечной цели, к которой нас призывает Бог. Эта цель – Царство Божие, причастность естеству Бога, созерцание Его, вечная жизнь, сыновство и отдых в Нем. Заповеди блаженства также раскрывают цель наших действий, они передают истину о том, что Бог призывает нас к своему личному счастью.
В заповедях блаженства не говорится прямо о нормах поведения, они говорят о внутреннем расположении, о жизненных установках. Вот почему они называются правилами — уставами Царства Божия, обитателями которого будут те, кто обладает качествами, упомянутыми Иисусом. Кто ими обладает, тот счастлив, потому что уже в какой-то мере причастен благам Царствия Божия, хотя полноту их он испытает в вечной жизни.
Согласно сегодняшнему Евангелию, блаженные — счастливые (греч. makarioi, поэтому говорится о благословениях как макаризмах) — это как раз не те, о которых можно было бы именно так подумать. Заповеди блаженства не являются «требованиями для входа» в Царство Божие, но описывают характер и нравы тех, кто находится в Царстве. Описанные черты характера являются дарами благодати, происходящими от присутствия Бога и смоделированными по образцу личности Иисуса. Поэтому заповеди блаженства являются не перечислением добродетелей, а описанием ситуаций, в которых Господь Бог по своей великой благости и милосердию оказывает свою совершенно безвозмездную и щедрую помощь нуждающимся. Следовательно, благословения — это прежде всего возвещение Благой Вести о Боге, заботящемся о страждущих, подверженных гонениям и мучениям. Затем они раскрывают образ жизни, который ведет к Царству.
Царство Небесное принадлежит нищим духом и изгнанным за правду (ст. 3 и 10), которые уже ощущают его, хотя и ожидают его полного осуществления. Обретают его нищие духом, которые зачастую ниоткуда не имеют помощи, полностью зависят от Бога, безгранично доверяют Ему, свободны от благ этого мира, ставя веру и любовь к Богу превыше всех других ценностей.
Блаженны плачущие, буквально скорбящие, испытывающие страдания (ст. 4), в том числе и из-за отсутствия Бога, жаждущие окончательной победы добра над злом, возвращения Иисуса. Когда Он вернется, они будут полностью утешены, радуясь Его пришествию и славе.
Кроткие (ст. 5) — это люди, смиренные перед Господом и уповающие на Него, умеющие сохранять терпение перед лицом жизненных невзгод. Кроткий и смиренный человек принимает назначенное Богом время и избранный Богом путь. Кроткий человек не слаб, он велик духом, исполняя слова Иисуса: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф 11,29).
Алчущие и жаждущие правды (ст. 6) — это те, кто хочет доброй и красивой жизни, согласно воле Божией, не делая зла, никому не вредя.
Милостивые (ст. 7) – это люди, исполненные сердечного сострадания, прощения, готовые помочь, отказывающиеся от мести, ненависти. В Евангелии от Матфея говорится именно о двух способах проявления милосердия: о помощи в конкретной нужде (ср. Мф 25, 31-46) и о прощении, о котором говорится в притче о немилосердном должнике (Мф 18, 3-35).
Блаженные чистые сердцем руководствуются праведностью, искренностью, они лишены порочности в намерениях и желаниях. Они смотрят на мир глазами Бога благосклонно, доброжелательно, имея чистые намерения и побуждения, вытекающие из Евангелия. Таким людям Бог обещает Свою особую близость.
Миротворцы (ст. 9) подражают своему Отцу, который есть Бог мира (ср. Рим 16,20; Фил 4,9; Евр. 13,20). Каждый, кто способствует созиданию мира между людьми, причастен к достоинству Бога, будучи признанным Богом как Его дитя. Миротворцы имеют в себе дух Христа — Князя Мира, подобны Ему, однажды они будут полностью обняты Богом на веки вечные.
Изгнанные за правду (ст. 10) — это те, кто подвергается испытаниям, преследованиям из-за своего желания жить по слову Божию, воли Божией, из-за своего свидетельства о принадлежности к Иисусу. В приглашении к радости среди невзгод и гонений сияет пасхальное измерение смерти и воскресения Иисуса. Основа этой радости – будущее, потому что когда-нибудь ситуация изменится. Хотя Царство Божие еще не наступило полностью, надежда и мысль о вечном блаженстве, жизнь в Боге навсегда изменяет настоящее, делая его победоносным и подданным Господу.
Глубокая радость и счастье учеников Иисуса основаны на милостивом, любящем ответе Бога на их состояние, а не на благоприятных внешних обстоятельствах. Они блаженны — счастливы, потому что в настоящее время испытывают долгожданное спасительное присутствие Бога.
Иисус направляет свое благословение тем, кто составляет новый народ Божий, сообщество учеников – Церковь, которые полны решимости жить под властью Бога и Его Царства. Иисус следовал путем заповедей блаженства, путем, отмеченным Отцом, ощущая Его заботу, любовь и постоянное присутствие. Если вы хотите видеть Бога, быть Его чадом, получить Божью награду, вы должны иметь чистое сердце, быть миротворцами, быть кроткими и желать правды. Заповеди блаженства — великое утешение, но также увещевание и задание. Иисус словом из сегодняшнего Евангелия говорит нам: «Вот путь, идите по нему и будете счастливы, как счастлив Я в царстве Моего Отца».
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского – Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове