ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Деян 4, 8-11
Чтение Деяний святых Апостолов.
В те дни:
8 Петр, исполнившись Духа Святого, сказал: начальники народа и старейшины Израильские! 9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, 10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. 11 Он есть
камень, пренебреженный вами зиждущими,
но сделавшийся главою угла,
и нет ни в ком ином спасения.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 117
Припев: Камень отверженный сделался главою.
1 Славьте Господа, ибо Он благ,*
ибо вовек милость Его.
8 Лучше уповать на Господа,*
нежели надеяться на человека.
9 Лучше уповать на Господа,*
нежели надеяться на князей.
21 Славлю Тебя, что Ты услышал меня*
и соделался моим спасением.
22 Камень, который отвергли строители,*
соделался главою угла.
23 Это от Господа,*
и есть дивно в очах наших.
26 Благословен грядущий во имя Господне!*
Благословляем вас из дома Господня.
28 Ты – Бог мой: буду славить Тебя;*
Ты – Бог мой: буду превозносить Тебя.
29 Славьте Господа, ибо Он благ,*
ибо вовек милость Его.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Ин 3, 1-2
Чтение первого Послания святого Апостола Иоанна.
Возлюбленные:
1 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. 2Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
ЕВАНГЕЛИЕ Ин 10, 11-18
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Я есмь пастырь добрый, говорит Господь;*
и знаю овец Моих, и Мои знают Меня.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Чтение святого Евангелия от Иоанна.
В то время: Иисус сказал:
11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. 13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. 14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. 17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. 18 Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.
«Кто ты?» – это вопрос о глубочайшей истине о человеке. Задавая его, мы ожидаем ответа, связанного с его личностью. Мы можем услышать: «Я человек», «Я мужчина», «Я женщина», «Я муж и отец», «Я жена и мать», «Я христианин». … Действие следует за существованием, поэтому так важно, чтобы мы осознавали, кем мы являемся. Чувство собственной идентичности позволяет нам действовать в соответствии с ней. С другой стороны, глядя на чью-то жизнь и поведение, мы можем сказать, кто этот человек.
«Кто ты?» – этот вопрос на страницах Евангелия также обращен к Иисусу. Человек хочет познать глубочайшую истину о Сыне Божием. В Ветхом Завете, когда Моисей спросил у Бога Его имя, он услышал: Яхве, то есть Я есмь Сущий. Всю свою жизнь он учился и познавал, что это значит: Я здесь для тебя, Моя жизнь для тебя, Моя любовь для тебя, Мое присутствие для тебя, Я весь для тебя, Я в твоем распоряжении, Я могу пожертвовать собой ради тебя.
В сегодняшнем Евангелии Иисус говорит нам о себе: «Я есмь пастырь добрый». В других местах Евангелия от Иоанна мы узнаем, что еще Иисус говорит о себе. Тем, кто ищет пищи для вечной жизни, Иисус говорит: «Я есмь хлеб жизни». Тем, кто потерял смысл жизни и не может найти свой путь, Иисус говорит: «Я свет миру». Тем, кто хочет пересечь врата жизни и войти в жизнь вечную, или, возможно, сегодня находится на пороге смерти, Иисус говорит: «Я дверь овцам». Тем, кто боится смерти, Иисус говорит: «Я есмь воскресение и жизнь». Тем, кто не знает пути и истины, возможно, не знает, как жить, Иисус говорит: «Я есмь путь, истина и жизнь». Тем, кто хочет соединиться с Ним в дружбе и общении, Иисус говорит: «Я — лоза».
Иисус – Добрый Пастырь. Его доброта проявляется в том, что он делает для овец, то есть для нас, людей. Он наиболее полно раскрыл свою доброту и любовь, отдав за нас свою жизнь. В Послании к римлянам читаем: «Ибо возмездие за грех – смерть» (6,23). Каждый человек – грешник. Чтобы никому из нас не пришлось умирать навечно за свои грехи, чтобы никто из нас не был осужден, Иисус взял на себя грехи мира и добровольно согласился умереть за нас на кресте. Он занял мое и твое место. Отдал свою жизнь за всех людей. И сделал это из любви и любя до конца.
Иисус как Добрый Пастырь является противоположностью наемника. Наемник – чужой человек, выполняющий свои обязанности за плату. Наемник предпочитает спасать свою жизнь, а не заботиться о благополучии овец, а Добрый Пастырь отдает свою жизнь на благо овец.
Иисус – Добрый Пастырь знает своих овец, и они знают Его. Познание между Иисусом-Пастырем и Его овцами не только аналогично взаимному познанию между Иисусом и Отцом, но и основывается на нем и укореняется в нем. На языке Библии «познать кого-то» означает пережить конкретную встречу с другим человеком, иметь с ним особые отношения, жить с ним в постоянном общении, близости и дружбе. Это знание является выражением любви, особого предпочтения, которое побуждает верующих подчиняться слову Иисуса и следовать по Его стопам.
Святой Григорий Великий ободрял нас так: «Посмотрите, Его ли вы овцы, посмотрите, знаете ли вы Его; посмотрите, знаете ли вы свет истины? — Но знаете ли, говорю я, не верой, а любовью? — Знаете ли, говорю, не по верованию, а по деятельности?» Верно следуя по этому пути, мы станем «добрым пастырем» по образу Иисуса для других людей: родителями для детей, детьми для пожилых родителей, воспитателями для подопечных… Давайте сегодня позволим Иисусу, Доброму Пастырю, вести нас через всю нашу жизнь. Он знает ее цель. Просим, чтобы каждый из нас стал учеником Доброго Пастыря.
Кто ты? Являешься ли ты учеником Доброго Пастыря?
«Сочувствующий Пастырь, благой и кроткий, желающий спастись всем верующим в Тебя, помилуй, услыши это мое моление. Не прогневайся, не отврати лица Твоего от меня, но научи меня исполнить волю Твою! Потому, что я не ищу, чтобы была воля моя, но Твоя, чтобы я Тебе угождал, Милостивый» (Преподобный Симеон Новый Богослов).
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове