Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

исцеление слепого

Слово на 4-е воскресенье Великого поста (19.03.2023)

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 1 Цар (1 Sam) 16, 1b. 6-7. 10-13a

Чтение первой книги Царств.

В те дни:

1 Сказал Господь Самуилу: Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя.

6 И когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его! 7 Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце. 10 Так подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил сказал Иессею: никого из этих не избрал Господь. 11 И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть еще меньший; он пасет овец. И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его, ибо мы не сядем обедать, доколе не придет он сюда. 12 И послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. 13 И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 23

Припев: Господь – Пастырь мой; не буду я нуждаться.

1 Господь — Пастырь мой;*

я ни в чем не буду нуждаться.

2 Он покоит меня*

на злачных пажитях

Водит меня к водам тихим,*

3 Подкрепляет душу мою.

Направляет меня на стези правды*

ради имени Своего.

4 Если я пойду и долиною смертной тени,*

не убоюсь зла, потому что Ты со мной;

Твой жезл и Твой посох —*

они успокаивают меня.

5 Ты приготовил предо мною трапезу*

в виду врагов моих;

умастил елеем голову мою;*

чаша моя преисполнена.

6 Так, благость и милость да сопровождают меня*

во все дни жизни моей,

и я пребуду в доме Господнем*

многие дни.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Еф 5, 8-14

Чтение Послания святого Апостола Павла к Ефесянам.

Братья:

8 Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, 9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. 10 Испытывайте, что благоугодно Богу, 11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. 12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. 13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. 14 Посему сказано:

«встань, спящий,

и воскресни из мертвых,

и осветит тебя Христос».

ЕВАНГЕЛИЕ Ин 9, 1–41

Слава Тебе, Слово Божие.

Я свет миру, говорит Господь; *

кто последует за Мною, будет иметь свет жизни.

Слава Тебе, Слово Божие.

+Чтение святого Евангелия от Иоанна.

В то время:

1 Иисус, проходя, увидел человека, слепого от рождения. 2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? 3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. 4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. 5 Доколе Я в мире, Я свет миру. 6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал смесь из слюны и помазал смесью глаза слепому, 7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим. 8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? 9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. 10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? 11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал смесь, помазал глаза мои и сказал мне: «пойди на купальню Силоам и умойся». Я пошел, умылся и прозрел. 12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям. 14 А была суббота, когда Иисус сделал смесь и отверз ему очи. 15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: смесь положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. 16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. 17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего. 19 И спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? 20 Родители сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, 21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. 22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. 23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.

24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. 25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. 26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз очи твои? 27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? 28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. 29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. 30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. 31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. 32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. 33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. 34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? 36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? 37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. 38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. 39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

40 Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? 41 Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.

У Равви Акива была такая максима: «Все, что ни делает Бог, — все к лучшему».

Может быть, иногда мы ищем ответ на вопрос, почему именно это произошло с нами. Мы, конечно же, задаем вопрос, почему мир столкнулся с текущей ситуацией. В сегодняшнем Евангелии обнаруживаем важную истину: страдания, которые нас постигают, не являются наказанием Бога за наши грехи, но могут стать причиной и поводом для явления Божьих дел, славы Божией. Это произойдет, когда мы с верой посмотрим на нашу жизнь и перестанем говорить: «Это от Бога», но скажем: «Это благодаря Богу».

Иногда мы слишком сосредоточены на себе и только по-человечески хотим решить проблемы, которые нас беспокоят. В Первой Книге Царств мы читаем: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1Цар 16,7).

Иисус смотрит дальше и глубже. Он не видит только одну секунду, но смотрит на всю жизнь: прошлое, настоящее и будущее. Давайте взглянем на свою жизнь и обнаружим в ней присутствие Бога, особенно в тех событиях, которые были, и, возможно, еще сегодня являются трудными, болезненными или постыдными. Это не от Бог, но благодаря Богу, потому что то, что делает Бог, – все к лучшему. Так глядя на нашу жизнь, мы можем стать учениками и свидетелями нашего Господа Иисуса Христа.

В Древней литургии Церковь молилась так: «Иисус, Искупитель рода человеческого и Обновитель света вечного, соделай, чтобы слуги Твои были очищены от грехов своих долгим крещением – крещением слез, как они уже однажды были очищены благодатью того крещения, которое было предвестником той купели, в которой слепой обрел свет. Пусть мы, как и он, станем вестниками Твоей славы и свидетелями Твоей благодати. И как этот слепой был так наполнен благодатью, что мог свидетельствовать, что Ты — истинный Бог, чтобы и мы могли исповедовать Тебя по его примеру добрыми делами” (Мосарабский обряд, IX в.)

Мы сегодня участвуя в Таинстве Евхаристии, слова, которые священник произносит как молитву после причащения, можем сделать нашей сознательной молитвой: «Боже, ты просвещаешь всякого человека, приходящего в мир, молим Тебя, просвети наши сердца сиянием Твоей благодати, чтобы помышления наши были всегда достойны величия Твоего и чтобы мы искренне Тебя любили».

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского – Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости