Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Возвращение блудного сына

Слово на 4-е воскресенье Великого Поста 27.03.2022

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис Нав 5, 9a. 10-12

Чтение книги Иисуса Навина.

В те дни:

9 И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское.

10 И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских. 11 И на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день. 12 А манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 34

Припев: Нищий воззвал, и Господь услышал.

2 Благословлю Господа во всякое время;*

хвала Ему непрестанно в устах моих.

3 Господом будет хвалиться душа моя;*

услышат кроткие и возвеселятся.

4 Величайте Господа со мною,*

и превознесем имя Его вместе.

5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня,*

и от всех опасностей моих избавил меня.

6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались,*

и лица их не постыдятся.

7 Сей нищий воззвал, – и Господь услышал*

и спас его от всех бед его.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 2 Кор 5, 17-21

Чтение второго Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.

Братья:

17 Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. 18 Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, 19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. 20 Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. 21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.

ЕВАНГЕЛИЕ Лк 15, 1-3. 11-32

Слава Тебе, Слово Божие.

Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: *

отче! я согрешил против неба и пред тобою.

Слава Тебе, Слово Божие.

+ Чтение святого Евангелия от Луки.

1 Приближались к Иисусу все мытари и грешники – слушать Его. 2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

3 Но Он сказал им следующую притчу: 11 у некоторого человека было два сына; 12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. 13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. 14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. 15 И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. 16 И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. 17 Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! 18 Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, 19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». 20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. 21 Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим». 22 А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. 23 И приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! 24 Ибо этот сын мой был мертв, и ожил; пропадал и нашелся». И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. 26 И, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?» 27 Он сказал ему: «брат твой пришел; и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». 28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. 29 Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. 30 А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». 31 Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое. 32 А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв, и ожил; пропадал, и нашелся».

Есть ли в нас желание покаяния? Сегодняшнее слово из святого Евангелия от Луки приносит каждому грешнику благую весть, полную надежды, а также призывающую нас к принятию конкретного решения. Иисус, направляя эту притчу грешникам, показывает Бога как Отца, готового всегда прощать, любящего нас безусловной и милосердной любовью. В сюжете притчи подчеркиваются дважды сказанные слова о радости по поводу того, что сын был мертв, и ожил; пропадал, и нашелся (см. 24 и 32). Эти слова четко разделяют весь рассказ на две части: история и драма младшего сына (см. 11-24) и драма старшего сына (см. 25-32). Обе эти части имеют свою кульминацию в радости отца по поводу возвращения младшего сына. В первой части младший сын уходит из дома, но из-за сложившихся жизненных обстоятельств и растраты своего имущества вынужден вернуться домой, тем самым осчастливив отца. Он участвует в приготовленном для него пире. Во второй части старший сын, который всегда физически находится с отцом, также отходит от него, но духовно, и в конечном счете не участвует в пиршестве радости. По этой причине он тоже потерянный сын.

Эта ситуация, вероятно, не чужда нам. Многие молодые люди уходят из родного дома «в дальнюю сторону», желая приключений, свободы, независимости от родителей, чтобы просто начать «самостоятельную» жизнь. Часто и друзья предают или уходят, когда у них больше нет возможности использовать наши блага, финансы и т. д. Мэтт Тэлбот, чей беатификационный процесс еще не завершен, был в юности заядлым пьяницей. Случилось так, что всю неделю он не выходил на работу. Просидев в баре все дни, в субботу он не получил зарплату. Мэтт ожидал, что его коллеги, которых он привык угощать, пригласят его на рюмочку. Он вышел им навстречу, когда те возвращались с работы, уверенный в том, что они возьмут его с собой в паб. Однако никто из них этого не сделал. Разочарованный, Мэтт вернулся домой рано и трезвый. Своей удивленной матери он тихо ответил: «Мама, я иду в церковь, чтобы дать обет трезвости».

Голод и оставленность — мощные стимулы для сожаления и обращения. Однако этого недостаточно! Только переживание любви отца и Бога, сожаление о том, что чем-то мог обидеть их, — это выражение обращения. В основе реальности обращения лежат слова: отче! я согрешил пред тобою. Такое исповедание, проистекающее из внутренней правды, есть доказательство открытости человека Богу, Богу, который есть Любовь, любящему и прощающему. Без этого искреннего признания того, что я грешник и нуждаюсь в обращении, мы не можем по-настоящему испытать силу и спасение, которые исходят от смерти и воскресения Христа.

Младший сын в сегодняшней притче не пытается оправдаться и преуменьшить свой грех. Он смело заявляет, что согрешил и разорвал отношения с Отцом своим нечестивым поведением. Помня, что Отец добр ко всем без исключения, он преодолевает свой стыд, смиряется и возвращается домой!

Удивительно и обнадеживающе то, что Бог проявляет Свое милосердие к заблудшему грешнику не потому, что он пропал и умер, а потому, что он найден и ожил! Уход от Бога – это великая трагедия, но возвращение к Отцу и возобновление отношений с Ним — это праздник, пир, радость. В этом контексте мы видим, что Божье милосердие, чтобы достичь своего результата, обязательно нуждается в покаянии грешника, нашем покаянии. Бог-Отец в Иисусе Христе всегда готов простить нам величайшее зло, но Он не может этого сделать, пока мы не доверимся Ему и не откроемся на Его благодать, пока мы не придем и не покажем Ему наши раны, потерянность, страдания и грех. Просто признаем, что совершили зло, не притворяясь, не сваливая вину на других.

Можно также быть похожим на старшего сына, который символизирует тех, кто не разорвал связь с Богом, сохраняет Его закон, но не думает, не чувствует, как Он, не имеет милосердного сердца. Они преувеличивают свои заслуги, навязывают свое видение отношений с Богом и Бога с другими людьми согласно своим понятиям и праведности. Это очень опасное отношение, на которое стоит обратить внимание во время Великого поста: не поддаемся ли мы ему. Худшая его черта – зависть к добру, счастью, удаче, которую испытывает кто-то другой, считая это несправедливым. Святой Павел относит ревность (греч. fithonos, что можно перевести как зависть) к числу пороков, доведших человечество до полной развращенности (Рим 1,29) и исключающих человека из Царства Божия (Гал 5,21; 1 Тим 6,4; Тит 3,3). Отец из притчи очень мягко наставляет старшего сына, указывая, что им движет ревность по отношению к младшему брату и в нем нет любви. Мы не знаем, какое решение принял старший сын. Этими последними словами Бог также призывает нас научиться у Него подлинному, искреннему отношению милосердия и радости по поводу обращения других. Лучшее лекарство от того, чтобы не поддаться зависти и недостатку милосердия, — это осознать свою собственную греховность и совершенные грехи и помнить, как много Бог мне простил.

Святой Амвросий комментирует эту притчу с большой надеждой для нас. Ибо, когда мы исповедуем Богу наши грехи и искренне признаемся в совершенном зле: «Услышав твои рассуждения в сокровенной глубине души, Он выбегает тебе навстречу. Ты еще далеко, а Он видит тебя и бежит к тебе. Он видит, что в твоем сердце; Он подбегает, чтобы никто не задержал тебя, и обнимает. В Его стремление навстречу — Его предведение, в объятиях — снисходительность и тепло отцовской любви. Отец обнимает падшего за шею, поднимая лежащего и отягощенного грехами и уклонившегося к земному обращая к небу, чтобы тот вновь обрел своего Творца. Обнимает твою шею Христос, чтобы вынуть твою шею из рабского ярма и возложить на нее иго благое». Итак, есть ли в нас искреннее желание вернуться к любви Отца и ближнего?

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости