Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

добрый пастырь

Слово на 4 воскресенье Пасхи

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Деян 4, 8-11

Чтение Деяний святых Апостолов.

В те дни:

8 Петр, исполнившись Духа Святого, сказал: начальники народа и старейшины Израильские! 9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, 10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. 11 Он есть

камень, пренебреженный вами зиждущими,

но сделавшийся главою угла,

и нет ни в ком ином спасения.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 117

Припев: Камень отверженный сделался главою.

1 Славьте Господа, ибо Он благ,*

ибо вовек милость Его.

8 Лучше уповать на Господа,*

нежели надеяться на человека.

9 Лучше уповать на Господа,*

нежели надеяться на князей.

21 Славлю Тебя, что Ты услышал меня*

и соделался моим спасением.

22 Камень, который отвергли строители,*

соделался главою угла.

23 Это от Господа,*

и есть дивно в очах наших.

26 Благословен грядущий во имя Господне!*

Благословляем вас из дома Господня.

28 Ты – Бог мой: буду славить Тебя;*

Ты – Бог мой: буду превозносить Тебя.

29 Славьте Господа, ибо Он благ,*

ибо вовек милость Его.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Ин 3, 1-2

Чтение первого Послания святого Апостола Иоанна.

Возлюбленные:

1 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. 2Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.

ЕВАНГЕЛИЕ Ин 10, 11-18

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Я есмь пастырь добрый, говорит Господь;*

и знаю овец Моих, и Мои знают Меня.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Чтение святого Евангелия от Иоанна.

В то время: Иисус сказал:

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. 13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. 14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. 17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. 18 Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

Завязываем разные знакомства, знаем многих людей, их происхождение, социальный статус, вкусы, работу, семью. Сегодня все открыто, доступно, можно узнать практически обо всем на интернет-порталах, из газет и телевидения. Мы часто повторяем, что хорошо знаем наших детей или так и не узнали их до конца. Иногда говорим: «Я так мало тебя знаю» или «Я бы все отдала, чтобы с кем-то познакомиться…». Однако, чтобы по-настоящему узнать кого-то, нужно установить с ним глубокие личные отношения.

 Сегодняшнее Евангелие от Иоанна показывает Иисуса как Доброго Пастыря, отдающего жизнь за овец, которых Он очень хорошо знает! Фраза отдаю жизнь (буквально «полагаю жизнь») встречается в тексте целых 5 раз, что подтверждает важность этого действия. Иисус — единственный, исключительный Пастырь, который не колеблясь отдал свою жизнь за овец.

Греческое слово kalos означает красивый, благородный, совершенный, настоящий, подлинный. Ни в чем нельзя упрекнуть такое отношение, оно морально совершенное. Иисус, как добрый Пастырь, благороден, его жизнь привлекательна, Он не ищет собственной выгоды, никогда не причинит вреда овцам, как пастухи из Ветхого Завета, о которых говорит пророк Иезекииль (Иез 34, 1-10). Он не похож на наемника, который убегает и оставляет своих овец в опасности, так как он не заботится о них. Почему? Потому что они ему не принадлежат. Наемник — это всего лишь наемный рабочий, неспособный жертвовать и отдавать свою жизнь. Пастуху принадлежат овцы, а наемнику — плата за их охрану. История прошлого и настоящего знает немало таких примеров, когда люди восхищались различной пропагандой, пагубной философией, идеологией, а затем оставались без помощи, что приводило к смерти и уничтожению. Побег — это самая простая форма спасения себя.

Иисус прямо говорит: Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца (Ин 10, 14-15). Глагол «знать» в Библии означает оставаться в глубоком общении, в отношениях любви. Речь не идет о чисто интеллектуальном познании, по принципу обретения знания, но о личной связи, очень близкой, совершенно интимной (см. Быт 4, 1.17), в которой человек важен, ценен, любим. Познать кого-то с библейской точки зрения означает пережить конкретную встречу с другим человеком, иметь с ним особые отношения. Иисус хочет иметь такую связь с каждым своим учеником. Никто не является анонимным для Иисуса, Он знает каждую свою овцу, каждого ученика по имени. Это значит, что Он знает всю историю нашей жизни, страдания, смятения, сомнения, уходы и возвращения, слабости и грехи, мечты, желания, и со всем этим Он нас любит!

В свете Его смерти и воскресения мы прекрасно понимаем образы, которыми Он пользуется, говоря о себе как о добром Пастыре. Иисус, как Добрый Пастырь, отдавая свою жизнь, защищает своих овец, отражая атаки волка (злого духа), того, кто рассеивает и похищает их. Крест Христа и его раны — тому доказательство! Он знает своих овец, то есть любит их, а они знают Его, то есть тоже любят!

Истинное познание всегда совершается через любовь, ибо Бог есть любовь! Таким образом, это познание является выражением Его любви, особой симпатии, которая побуждает верующих повиноваться и следовать за Иисусом. Тот, кто любит, послушен так, как Иисус из любви к Отцу, а верующие из любви к Иисусу. В 14, 7 того же Евангелия Иисус говорит ученикам, что знать Его — это знать Отца, а в 17, 3 Он заявляет, что знать Отца как единственного и истинного Бога и Иисуса Христа, как посланного Им, — это иметь вечную жизнь! Познание, связывающее нас с Иисусом, а через Него и с Отцом, означает участие в жизни самого Бога, то есть в вечной жизни.

Разве нас не восхищает то, какой великий дар преподносит нам наш добрый Пастырь? Именно, отдавая свою жизнь за овец, Иисус открывает любовь Отца ко всем людям, совершая спасение всех! Отдать свою жизнь — это идеал любви, который должен объединить учеников Иисуса, то есть нас, верующих, потому что никто не имеет большей любви, чем эта, когда кто-то отдает свою жизнь за своих друзей (Ин 15,13). Добрый, благородный, прекрасный значит готовый к самопожертвованию, вплоть до того, чтобы отдать жизнь.

Итак, хочу ли я взять на себя ответственность за других, как Он взял ее за меня? Готов ли я отказаться от собственной выгоды, на самопожертвование, страдания и потерю жизни в бескорыстном служении для других, как пастырь Прихода, аниматор и лидер общины, отец и мать семьи, руководитель на работе, учитель, катехизатор, дедушка и бабушка, брат, сестра в монашеской общине или в семье? Сегодня нужно также поставить себе вопрос: какого пастыря я слушаю, и кто на самом деле мой пастырь? Слушаю ли я голос Иисуса, который говорит со мной в Евангелии, постоянно убеждая в своей любви, кротости и доброте? Знаю ли я своего Пастыря, который отдал за меня жизнь, то есть люблю ли я Его, любя Его заповеди? Какие у меня с Ним отношения?

Один из Отцов Церкви (Симеон, Новый Богослов, младший) так молился: «Не дай мне, Владыко, суетной славы мира сего, ни богатства гибнущего, ни талантов золота, ни высокого престола, ни начальства над этими тленными вещами; соедини меня со смиренными, нищими и кроткими, дабы и я также сделался смиренным и кротким. И если это служение мое я прохожу не к пользе своей, не к благоугождению Твоему и почитанию, то благоволи мне сподобиться его. (…) Ей, Пастырю сострадательный, добрый и кроткий, хотящий всем верующим в Тебя спастися, помилуй и услыши мольбу мою».

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости