Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Троица Рулева

Слово на Торжество Пресвятой Троицы (04.06.2023)

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Исх 34, 4b-6. 8-9

Чтение Книги Исхода.

В те дни: 4 Моисей, встав рано поутру, взошёл на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные. 5 И сошёл Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Ягве. 6 И прошёл Господь пред лицом его, и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный. 8 Моисей тотчас пал на землю, и поклонился, 9 и сказал: если я приобрёл благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдёт Владыка посреди нас; ибо народ сей непокорен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Дан 3

Припев: Боже, Ты прехвальный и превозносимый.

52 Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, *

и хвальный и превозносимый во веки,

и благословенно имя славы Твоей, святое*

и прехвальное и превозносимое во веки.

53 Благословен Ты в храме святой славы Твоей, *

и прехвальный и преславный во веки.

55 Благословен Ты на престоле славы царства Твоего, *

и прехвальный и превозносимый во веки,

54 Благословен Ты, видящий бездны,†

восседающий на Херувимах,*

и прехвальный и превозносимый во веки.

56 Благословен Ты на тверди небесной,*

и прехвальный и превозносимый во веки.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 2 Кор 13, 11-13

Чтение второго Послания святого Апостола Павла

к Коринфянам.

Братья:

11 Радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны: и Бог любви и мира будет с вами. 12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.

13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь.

ЕВАНГЕЛИЕ Ин 3, 16-18

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу,*

Богу, Который есть и был и грядет.

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

+Чтение святого Евангелия от Иоанна.

В то время: Иисус сказал Никодиму:

16 Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него. 18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

Тайна Пресвятой Троицы — одна из самых трудных истин в христианстве. Бог Сам по себе является тайной, и человечество всегда пыталось „дотянуться” до него, познать и завоевать Его расположение. Самым простым способом было представить Бога по-человечески. Однако Он не похож на человека и ускользает от человеческих познавательных расчетов. Бог пришел первым и открылся человеку. Он открывал себя в избранных им людях, избирал патриархов, пророков, говорил через них, проявлял свои качества. У Моисея был опыт милосердного Бога, кроткого, медлительного на гнев, богатого благодатью и верностью (Исход 34,6). Конечно, в Ветхом Завете гнев и мстительность приписываются Богу, что только подтверждает представление о Боге как о существе с ярко выраженными человеческими качествами. На том этапе истории спасения это было оправдано.

Просьба Моисея: «да пойдёт Владыка посреди нас» (Исход 34,9) — это выражение призыва всего человечества к тому, чтобы Бог был благосклонен к нам, чтобы охранял и вел нас. Это человеческое желание известно Богу, поэтому Он берет на себя инициативу и заключает завет с людьми. Ветхозаветные союзы должны были защищать монотеизм, верность единому Богу. В обмен на Божью заботу народ должен был сохранять верность и не предаваться идолопоклонству.

Так была подготовлена почва для момента в истории спасения, когда Божьи обетования осуществились в лице Иисуса Христа, Сына Божия. Он наиболее полно открыл истину о Боге и смирил Себя, приняв человеческий образ. Любовь Божия проявилась в полной мере. Ничего «большего» не могло произойти. Бог стал Человеком, чтобы человек мог вечно жить в Боге и с Богом. Богословие говорит о обожествлении, то есть о подобии Богу. Как Лица Троицы «пребывают» друг в друге, объединенные любовью, так и человек, сотворенный по образу и подобию Божию, призван «пребывать» в Триедином Боге. Единый Бог – это общность личностей, Он создает койнонию (с греческого «общину, союз») между тремя личностями.

Прежде всего мы должны осознать, что Бог не просто личность. Он не индивидуум, а союз, «не одинокий Бог», а именно койнония, общность трех совечных и равных лиц. Бог «социален», содержит в Себе нечто соответствующее тому, что мы подразумеваем под «обществом», но, конечно, в бесконечно большей степени.

В этом и заключается смысл догмы о Троице. Бог есть любовь, не эгоистичная, а взаимная и разделяемая любовь. Бог — это обмен, самоотдача.

Нам нужен Отец, от которого все исходит и который является подателем жизни, нам нужен Иисус как учитель, который своей жизнью показал, как живет человек, и нам нужен Святой Дух как проводник, чтобы мы не блуждали по путям жизни. Эти отношения с Лицами Святой Троицы делают нас, людей, иконой Троицы. Святой Павел скажет: «имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, …на котором и вы созидаетесь в жилище Божие Духом» (Ефес 2, 20.22).

Мы призваны воссоздать на земле движение Божественного проникновения, умножая взаимную любовь, которая исходит от Бога. Эта любовь находится в непрерывном движении на небесах между Отцом, Сыном и Святым Духом. Мы должны учиться любви, постоянно стремиться к совершенству, единодушию, миру, и тогда Бог мира и любви будет с нами (ср. 2 Кор 13,11). Он дает любовь в той мере, в какой мы открываемся ей.

Каждая социальная группа — семья, приход, епархия, школа, офис, рабочее место, нация — имеет свое призвание преобразовываться благодатью в живую икону божественного проникновения (греч. perikhṓrēsis). Каждая группа должна отражать то, что мы называем койнонией Бога, чтобы создать смоделированную Троицей гармонию между разнообразием и единством, между свободой и взаимной солидарностью.

Наша вера в тринитарного Бога, в «социального» Бога, обязывает нас противостоять всем формам эксплуатации, несправедливости и дискриминации. В нашей борьбе за права человека мы действуем от имени Троицы. Давайте подумаем об этом, особенно тогда, когда нам приходится ежедневно трудиться на благо других.

Давайте осмелимся жить так, чтобы осуществить Божью любовь в мире, среди смут, разделений и войн. Имейте мужество веры, дающее ощущение, что никакой грех не может отлучить нас от Божьей любви: «прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим» (Исход 34,9). Бог предназначил нам прекрасную жизнь, и Он Сам чудесным образом снабжает нас всем, чтобы мы могли жить вечно в Его любви.

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости