ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Деян 2, 1-11
Чтение Деяний святых Апостолов.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4 И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. 6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 104
Припев: Пошли дух Твой, Боже, и землю обнови.
1 Благослови, душа моя, Господа!
Господи, Боже мой! Ты дивно велик.
24 Как многочисленны дела Твои, Господи!
Земля полна произведений Твоих.
29 Отнимешь дух их – умирают,
и в прах свою возвращаются.
30 Пошлешь дух Твой – созидаются,
и Ты обновляешь лицо земли.
31 Да будет Господу слава вовеки;
да веселится Господь о делах Своих!
34 Да будет благоприятна Ему песнь моя;
буду веселиться о Господе.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Кор 12, 3b-7. 12-13
Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.
Братья:
3b Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
4 Дары различны, но Дух один и тот же; 5 и служения различны, а Господь один и тот же; 6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. 7 Но каждому даётся проявление Духа на пользу.
12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос. 13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные; и все напоены одним Духом.
ЕВАНГЕЛИЕ Ин 20, 19-23
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Приди, Дух Святой,
озари сердца верных Твоих*
и зажги в них огонь любви Твоей.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Чтение святого Евангелия от Иоанна.
19 В тот первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Иисуса, были заперты из опасения от Иудеев, пришёл Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! 20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и рёбра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. 21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. 22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. 23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
Святой Дух – это дар воскресшего Христа!
Вечером, в день своего воскресения, в тот день, когда апостолы обнаружили, что гроб пуст, Иисус приходит к ученикам, собравшимся вместе. Двери плотно заперты, поскольку в их сердцах царит страх и тревога. Однако Иисусу ничто не может помешать добраться до человека: ни запертые двери, ни закрытые сердца. Он приходит и приносит мир. Дважды говорит: «Мир вам!». Не человек источник мира, но Бог. Повторяющееся слово обязывает, оно является не только пожеланием, но становится фактом.
Ты ощущаешь отсутствие мира? Испытываешь тревогу? Страх и вера сражаются в тебе? Чего ты боишься? Иисус говорит каждому из нас: «Мир вам!», «Мир с тобой!», «Я, Воскресший, являюсь источником мира!».
Иисус дает мир и посылает своих учеников. Их миссия – это продолжение миссии Иисуса, участие в миссии самого Господа: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Почему Бог послал Своего Сына? Тот же евангелист объясняет: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3, 16–17).
Чтобы выполнить эту миссию и быть едиными с Иисусом нуждаемся в Его Духе. Вот почему Иисус дал своим ученикам столь чудесный дар. Вот почему и сегодня Иисус дает тот же самый дар, дар Святого Духа Церкви, своим ученикам, которые, несмотря на различные ограничения и слабые стороны желают нести людям Его имя и быть Его свидетелями. Без Святого Духа невозможно евангелизировать, жить по Евангелию, с христианскими ценностями. Он главный виновник, главный герой миссии провозглашения Евангелия, которая была поручена Церкви и христианам. Он дает Слово, соответствующее мыслям, Слово, способное взволновать человеческое сердце и пробудить в нем веру в Иисуса Христа. Сегодня нуждаемся в том, чтобы быть открытыми на этот уникальный Дар.
Апостолы посланы с конкретной миссией: отпущение, прощение грехов. Бог дает Своего Духа с той целью, чтобы прощать нам наши грехи, освободить нас от зла, проявлять по отношению к нам Свое милосердие. Мы особенно это испытываем через сакраментальное служение Церкви.
Но и в повседневной жизни мы должны проявлять милосердие через прощение. Оказывать и проявлять милосердие – это дело Бога. Но это и наше призвание. Мы также должны проявлять милосердие к другим. Так ли это легко и просто? Дается ли это так с ходу? Без Божьего Духа мы не в состоянии этого сделать. Когда Бог проявляет милосердие и прощает любое зло, он не ставит нам никаких «но». А когда мы прощаем, говорим: «Я прощаю тебя, но …». Безусловное прощение возможно только тогда, когда Божий Дух делает нас способными к этому. Иисус дает Своего Духа Церкви, чтобы она несла слово о Божьем милосердии, изливала мир, Божью любовь, потому что Бог таким образом хочет спасти мир.
Вот почему сегодня Иисус говорит каждому из нас: «примите Духа Святого». Давайте не будем отвергать этот дар, не будем пренебрегать им. Ибо Святой Дух является даром воскресшего Христа для каждого из нас.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове