- Подготовьтесь к этому разговору. Он может быть непростым для вас и ребенка. Не бойтесь и не избегайте его.
- Выберите время, когда ребенок и вы спокойны. Вы можете его начать с того, чтобы узнать о его любимых компьютерных играх. Пусть он расскажет, как он проходит через препятствия или гонится за кем-то, слушайте с искренним интересом на лице. Затем можно задать вопрос: «А как еще ты можешь почувствовать себя победителем?» или «Что еще вызывает у тебя интерес или воодушевление?» «Может быть это поход куда-то или встреча с кем-то, а может какое-то занятие?»
- Спросите, есть ли у него какие-то мечты? Есть ли у него какие-то желания? Хочет ли он куда-то съездить, сходить?
- Проявляя искренний интерес к ребенку, вы даете ему почувствовать себя значимым, важным, ценным. Ребенок, не чувствуя себя интересным, ощущает отвержение, обесценивая себя, отчего внутри становится тяжело, больно и пусто. От этого хочется избавиться. И в этом помогают КТ, игры, виртуальное общение. От они дают ребенку кажущуюся значимость, интерес, заражают сильными чувствами, чего у него не хватает в реальной жизни.
- Внимательно слушая ребенка, вы можете понять, чем вы можете помочь ему заполнить эту пустоту и время, раньше принадлежащее играм.
- Если диалог начался, и ребенок рассказывает о себе, вам легче перекинуть от этого «мостик» и продолжить его дальше. Используйте «Я-сообщения», т.е. когда говорите от себя: «Я переживаю», «Мне не очень нравится», «Я волнуюсь, когда ты много времени проводишь за компьютером». Как только мы говорим «Ты», а обычно после этого слышится упрек или осуждение, другой человек закрывается от нас и начинает защищаться, оправдываться. Лучше говорите о себе, как вы ребенка любите, как переживаете за него.
- И именно поэтому Вам не все равно: «Я знаю, что это тебе не понравится, и ты будешь злиться на меня и, возможно, сопротивляться. Но мы с папой (мамой) приняли решение (я приняла решение), что у нас теперь будут определенные правила, по которым ты будешь заниматься за компьютером. Я хочу с тобой эти правила обсудить. Они вступят в силу на следующей неделе».
- Не вовлекайтесь в споры и оправдания перед ребенком. Говорите спокойно и твердо. На самом деле он не захочет услышать вас и понять причины. Он найдет какие-то слабые аргументы, которые можно оспорить, и за что можно зацепиться.
В целом, в вашем ответе должны прозвучать следующие фразы:
- «Я понимаю, что ты сердишься», «Я понимаю, что ты сейчас расстраиваешься», «Я понимаю, что тебе эти правила не нравятся». При этом вам не нужно искать понимания у ребенка в том, что вы делаете. Этого не будет, дети не любят, когда их ограничивают в чем-то, что они очень любят.
- «Я люблю тебя и действую в твоих интересах», «Я делаю это потому, что забочусь о тебе», «Я должна делать то, что для тебя лучше всего. Может быть, тебе это сейчас трудно понять. Когда-нибудь ты сможешь меня понять».
- «Теперь у нас в доме следующие правила (перечислите правила)». Подробно информируйте о правилах, покажите ребенку контракт и подпишите его.
Если правила и договоренности не «работают», вам придётся применять штрафные санкции, которые мы обсуждали раннее.
В следующий раз я предлагаю уделить время вопросам компьютерной зависимости.
Шашкова Елена Валерьевна