Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Мф 5, 8
vhod_gospoden_v_ierusalim_vizantiya_xiii_v._mestonahozhdenie_greciya._afon

Слово на Вербное воскресенье

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 50, 4-7

Чтение книги пророка Исаии.

4 Господь Бог дал Мне

язык мудрых,

чтобы Я мог словом подкреплять

изнемогающего;

каждое утро Он пробуждает,

пробуждает ухо Мое,

чтобы Я слушал, подобно учащимся.

5 Господь Бог открыл Мне ухо,

и Я не воспротивился,

не отступил назад.

6 Я предал хребет Мой биющим

и ланиты Мои поражающим;

лица Моего не закрывал

от поруганий и оплевания.

7 И Господь Бог помогает Мне:

поэтому Я не стыжусь,

поэтому Я держу лице Мое, как кремень,

и знаю, что не останусь в стыде.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 22

Припев: Боже мой, Боже, не оставь меня.

8 Все, видящие меня, ругаются надо мною;*

говорят устами, кивая головою:

9 «Он уповал на Господа; пусть избавит его,*

пусть спасёт, если он угоден Ему».

17 Ибо псы окружили меня;*

скопище злых обступило меня;

пронзили руки мои и ноги мои.*

18 Можно было бы перечесть все кости мои.

19 Делят ризы мои между собою,*

и об одежде моей бросают жребий.

20 Но Ты, Господи, не удаляйся от меня;*

сила моя! поспеши на помощь мне.

23 Буду возвещать имя Твоё братьям моим,*

посреди собрания восхвалять Тебя.

24 Боящиеся Господа! восхвалите Его.*

Всё семя Иакова! прославь Его.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Флп 2, 6-11

Чтение Послания святого Апостола Павла к Филиппийцам.

6 Иисус Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

ЕВАНГЕЛИЕ Мк 14, 1 – 15, 47

Слава Тебе, Слово Божие.

Христос ради нас смирил Себя,*

быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.*

Посему и Бог превознёс Его*

и дал Ему имя выше всякого имени.

Слава Тебе, Слово Божие.

ЕВАНГЕЛИЕ

Страсти Господа нашего Иисуса Христа от Марка.

1 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; 2 но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.

3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. 4 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? 5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. 6 Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. 7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. 8 Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. 9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.

10И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. 11 Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.

12 В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. 13 И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним 14 и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? 15 И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам. 16 И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.

17 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. 18 И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, едящий со Мною, предаст Меня. 19 Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? 20 Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. 21 Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.

22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, вкусите; сие есть Тело Мое. 23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. 24 И сказал им: сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая. 25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.

26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую. 27 И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано:

поражу пастыря,

и рассеются овцы.

28 По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее. 29 Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. 30 И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. 31 Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили.

32 Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. 33 И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. 34 И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. 35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей. 36 И говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. 37 Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? 38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна. 39 И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. 40 И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. 41 И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. 42 Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.

43 И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. 44 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. 45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! И поцеловал Его. 46 А они возложили на Него руки свои и взяли Его. 47 Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо. 48 Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. 49 Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания. 50 Тогда, оставив Его, все бежали.

51 Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. 52 Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.

53 И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. 54 Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. 55 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. 56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. 57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: 58 мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. 59 Но и такое свидетельство их не было достаточно. 60 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? 61 Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? 62 Иисус сказал: Я;

и вы узрите Сына Человеческого,

сидящего одесную силы

и грядущего на облаках небесных.

63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? 64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти. 65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.

66 Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника 67 и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. 68 Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. 69 Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. 70 Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. 71 Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. 72 Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: «прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня»; и начал плакать.

15,1Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. 2 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. 3 И первосвященники обвиняли Его во многом. 4 Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. 5 Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.

6 На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. 7 Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. 8 И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них. 9 Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? 10 Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. 11 Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. 12 Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? 13 Они опять закричали: распни Его. 14 Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его. 15Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

16 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк. 17 И одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; 18 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! 19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. 20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его.

21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. 22 И привели Его на место Голгофу, что значит: «Лобное место». 23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. 24 Распявшие Его

делили одежды Его,

бросая жребий, кому что взять.

25 Был час третий, и распяли Его. 26 И была надпись вины Его: «Царь Иудейский». 27 С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. 28 И сбылось слово Писания: «и к злодеям причтен». 29 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! 30 спаси Себя Самого и сойди со креста. 31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. 32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.

33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. 34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: «Элои! Элои! ламма савахфани?» что значит: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» 35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. 36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. 37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух.

38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. 39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.

40 Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, 41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

42 И как уже настал вечер, – потому что была пятница, то есть день перед субботою, – 43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. 44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? 45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. 46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. 47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Центром сегодняшнего Евангелия, над которым мы размышляем в это Вербное воскресенье, являются события, связанные с Крестом: страсти, смерть Иисуса и исповедание сотника. В начале святого Евангелия от Марка мы слышим, что это Евангелие, то есть Благая Весть об Иисусе Христе, Сыне Божьем (1, 1). Наконец, в описании Его страстей и смерти мы видим вершину откровения этой истины: Иисус — Сын Божий, Который из любви отдает свою жизнь на Кресте для спасения всех людей (15,39).

Сегодня в Слове Божьем все события составляют Его Пасху. Вначале Иисуса критиковали за расточительство, которое было проявлением любви к Нему и пророческим жестом, возвещающим о Его смерти, затем Он был продан за деньги Иудой, отвергнут своим народом ради убийцы, предан Петром, который уверял Его в своей горячей любви и верности, осужден, подвергся насмешкам и бичеванию, был оплеван, нес крест, наконец, был распят между двумя злодеями. Став объектом величайшего насилия и презрения, Он столь сильно испытал чувство оставленности и одиночества, что воскликнул громким голосом, полным боли и страдания: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Это была молитва словами Псалма 22, исповедание веры в то, что среди насилия и жестокости Бог по-прежнему остается моим Богом, моим Отцом. Несмотря на насмешки, проклятия и искушение сойти с креста, Иисус остается верным своей миссии, верен Богу, который в этот момент кажется безмолвным и отсутствующим. И вот один человек посреди этих событий, стоящий под крестом и смотрящий на смерть Иисуса, исповедует, что этот человек действительно был Сыном Божьим.

Что это была за смерть, когда она пробудила веру в язычнике — римском сотнике, ответственном за Его распятие? Он видел Иисуса, пережившего смерть на кресте как дар любви, дар своей жизни, который, несмотря на такие страдания, не потерял веру в Бога, но сохранил свое упование и надежду. Он видел, что этот Осужденный никого не оскорблял и не проклинал. Страдая, как кроткий, смиренный Агнец, Он никому не угрожал (ср. 1 Петр 2,22-25), особенно мучителям. Он никого не винил в своей судьбе, но сознательно отдал свою жизнь, потому что любил.

Евангелист Марк в описании страстей и смерти Иисуса, а также в исповедании сотника подчеркивает, что источником христианской веры является Крест. Сегодня необходимо сказать это еще раз с глубоким убеждением: источником христианской веры является Крест и Распятый Христос! Сотник — язычник, не еврей, не ученик, принимающий дар смерти Иисуса из любви ко всем людям, заново напоминает нам об этом. Крест и спасительная смерть Иисуса были и остаются основанием веры Церкви и всех христиан, источником жизни, которая озарит весь мир в день воскресения — на третий день, к удивлению многих.

Смерть Сына Божьего — это дар любви для всех людей, особенно для убитых, которые не могли защитить себя, для тех, кто умирает в одиночестве в больницах, с кем рядом не могут быть самые близкие. Это дар для тех, кто боится смерти, кто ищет мира, свободы и спасения в различных псевдодуховных практиках, суевериях и верованиях. Больным, раненым, отвергнутым, проданным как вещь, утомленным грехами и слабостями, верующим и неверующим, приносит надежду и безусловную милосердную любовь, искупление и дар новой жизни. В смерти Иисуса, Божьего Сына, все мы были усыновлены, все без исключения, потому что Он умер за грехи каждого!

Святой Григорий Назианзин, размышляя о Пасхе Иисуса, предлагает нам верой открыть первую завесу временной скинии, которая, благодаря смерти Иисуса, была разорвана сверху вниз, чтобы заглянуть в вечность, во Святое Святых. Войди с Иисусом в рай, чтобы увидеть, каких благ мы лишили себя. Если Он из-за наших грехов был причтен ко злодеям, то они стали для Него чистыми согласно Евангелию и Его Закону, Закону Любви. Если мы претерпеваем, переживая час испытаний, исповедуем веру в то, что Распятый Иисус действительно Сын Божий, моя надежда, моя Жизнь и Воскресение (см. Григорий Назианзин, Слово на святую Пасху (45), 23).

Вера — это свет в нашем сердце, проникающий за завесу смерти, позволяя увидеть Того, кто умер и воскрес для меня! Апостол Павел провозглашает, что жизнь христианина — это жизнь веры в Сына Божьего, который возлюбил нас и отдал Себя за нас (Гал 2,20). Мы должны быть свидетелями этой веры и надежды для всех людей, как верующих, так и неверующих. Особенно поддающимся безысходности и стремящимся к освобождению от грехов и смерти, указывать на то, что истинная жизнь, вечная жизнь есть в Сыне Божием Иисусе Христе! Это наша пальмовая ветвь, ветвь веры и победы, которую мы возносим сегодня в наших сердцах, полных любви и благодарности, восклицая: Осанна Сыну Давидову! Что буквально означает: «Просим, спаси нас, избавь нас, Сын Давидов, Сын Божий!»

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости