ПО СЛУЧАЮ IV ВСЕМИРНОГО ДНЯ
БАБУШЕК И ДЕДУШЕК И ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
28 июля 2024
«Не отвергни меня во время старости» (Пс 70,9)
Дорогие братья и сестры,
Бог никогда не оставляет своих детей, никогда. Даже когда мы стареем и теряем силы, когда наши волосы седеют, а наша роль в обществе уменьшается, когда наша жизнь становится менее продуктивной и может показаться бесполезной. Бог не обращает внимания на внешность (см. 1 Цар. 16,7); Он не гнушается выбирать тех, кто для многих может показаться незначительным. Бог не выбрасывает ни одного камня; более того, самые старые камни становятся прочным фундаментом, на который опираются новые, чтобы вместе с ними возводить духовное здание (см. 1 Петра 2,5).
Священное Писание в целом — это история о верной любви Господа. Оно дает нам утешительную уверенность в том, что Бог постоянно являет нам Свою милость, всегда, на каждом этапе жизни, в любой ситуации, в которой мы оказываемся, даже в наших предательствах. Псалмы наполнены удивлением человеческого сердца перед Богом, который заботится о нас, несмотря на нашу ничтожность (ср. Пс 143,3-4); они заверяют нас, что Бог создал каждого из нас от чрева матери (ср. Пс 138,13) и что даже в преисподней Он не оставит нашу жизнь (ср. Пс 15,10). Поэтому мы можем быть уверены, что Он будет близок к нам и в старости, тем более что в Библии старость — это знак благословения.
В то же время в псалмах мы находим и эту сердечную просьбу к Господу: «Не отвергни меня во время старости» (ср. Пс 70,9). Слова сильные, даже суровые. Они заставляют нас вспомнить о крайних страданиях Иисуса, который на кресте воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27,46).
Таким образом, в Библии мы находим как уверенность в близости Бога на каждом этапе жизни, так и страх быть покинутым, особенно в старости и во время боли. Здесь нет никакого противоречия. Если мы оглянемся вокруг, то без труда увидим, что его слова отражают совершенно очевидную реальность. Слишком часто одиночество является мрачным спутником нашей жизни как пожилых людей, так и бабушек и дедушек. Часто, когда я был епископом Буэнос-Айреса, я посещал дома престарелых и понимал, как редко эти люди принимают визиты. Некоторые из них не видели своих родных в течение многих месяцев.
Причин такого одиночества много: во многих местах, прежде всего в бедных странах, пожилые люди оказываются в одиночестве, потому что их дети вынуждены эмигрировать. Я также думаю о многочисленных конфликтных ситуациях. Сколько пожилых людей остались одни, потому что мужчин — молодых и взрослых — призвали на войну, а женщины, прежде всего женщины с маленькими детьми, покинули страну, чтобы обеспечить безопасность своих детей. В городах и деревнях, опустошенных войной, многие пожилые люди остаются одни; они — единственные признаки жизни в местах, где, казалось бы, царят заброшенность и смерть. В других частях света мы сталкиваемся с ложным убеждением, глубоко укоренившимся в некоторых местных культурах, которое вызывает враждебность к пожилым людям, которых подозревают в использовании колдовства для выкачивания жизненной энергии из молодых; когда преждевременная смерть, болезнь или любое другое несчастье обрушивается на молодых, вина возлагается на пожилых людей. С этим менталитетом необходимо бороться и искоренять его. Это один из тех беспочвенных предрассудков, от которых нас освободила христианская вера, но который продолжает разжигать конфликт поколений между молодыми и пожилыми людьми.
Однако если задуматься, то обвинения в том, что пожилые люди «лишают молодых будущего», сегодня звучат повсюду. Даже в самых развитых и современных обществах оно проявляется под другими личинами. Например, сегодня широко распространено убеждение, что пожилые люди обременяют молодых высокой стоимостью социальных услуг, в которых они нуждаются, и таким образом отвлекают ресурсы от развития общества, а значит, и от молодых. Это искаженное восприятие реальности. Оно предполагает, что выживание пожилых людей ставит под угрозу выживание молодых, что для того, чтобы благоприятствовать молодым, необходимо пренебрегать пожилыми людьми или даже подавлять их. Конфликт поколений — это заблуждение и отравленный плод культуры конфликтов. Настраивать молодых против стариков — неприемлемая форма манипуляции: «На карту поставлено единство возрастов жизни, то есть реальная точка отсчета для понимания и оценки человеческой жизни во всей ее полноте» (Катехизис, 23 февраля 2022 года).
В процитированном выше псалме, где человек просит не быть оставленным в старости, говорится о заговоре, который витает вокруг жизни пожилых людей. Эти слова кажутся чрезмерными, но их можно понять, если принять во внимание, что одиночество и отверженность пожилых людей не случайны и не неизбежны, а скорее являются результатом выбора — политического, экономического, социального и личного, — который не признает бесконечного достоинства каждого человека «вне всяких обстоятельств и в каком бы состоянии или ситуации он ни находился» (Dignitas infinita, 1). Это происходит, когда теряется ценность каждого человека, и люди становятся просто платой, в некоторых случаях слишком высокой, чтобы ее платить. Хуже всего то, что зачастую сами пожилые люди оказываются подчинены этому менталитету и начинают воспринимать себя как обузу, желая отойти на второй план.
И сегодня многие женщины и мужчины ищут самореализации в максимально независимой и отстраненной от других людей жизни. Групповая принадлежность переживает кризис, а индивидуализм прославляется: переход от «нас» к «мне» — один из самых очевидных признаков нашего времени. Семья, которая является первым и самым радикальным аргументом против идеи, что мы можем спастись сами по себе, стала одной из жертв этой индивидуалистической культуры. Но как только мы стареем и наши силы начинают угасать, иллюзия индивидуализма, что мы ни в ком не нуждаемся и можем жить без социальных связей, полностью рассеивается. Действительно, мы обнаруживаем, что нуждаемся во всем, но в тот момент жизни, когда остаемся одни, без помощи других, без того, на кого можно было бы положиться. Это мрачное открытие, которое многие делают лишь тогда, когда уже слишком поздно.
Одиночество и покинутость стали постоянными элементами современного социального ландшафта. Они имеют разные корни. В одних случаях они являются результатом продуманного исключения, своего рода прискорбного «социального заговора», в других, как это ни трагично, — личным решением человека. В других случаях пожилые люди смиряются с этой реальностью, делая вид, что это их свободный выбор. Все чаще мы теряем «вкус братства» (Fratelli Tutti, 33); нам трудно даже подумать об альтернативе.
У многих пожилых людей мы можем наблюдать чувство обреченности, описанное в Книге Руфь, где рассказывается о престарелой Ноемини, которая после смерти мужа и детей уговаривает двух своих невесток, Орфу и Руфь, вернуться в родные города и в свои дома (ср. Руфь 1, 8). Ноеминь — как и многие пожилые люди сегодня — боится остаться одна, но не может представить себе ничего другого. Будучи вдовой, она знает, что в глазах общества она не представляет особой ценности; она видит себя обузой для этих двух молодых женщин, у которых, в отличие от нее, вся жизнь впереди. Поэтому она считает, что лучше отойти от дел, и велит своим молодым невесткам оставить ее и строить будущее в других местах (см. Руфь 1,11-13). Ее слова отражают жесткие социальные и религиозные условности ее времени и, очевидно, предопределяют ее собственную судьбу.
Далее библейское повествование представляет нам две разные реакции на слова Ноемини и на саму старость. Одна из двух невесток, Орфа, которая любит Ноеминь, целует ее и, смирившись с тем, что казалось единственно возможным решением, уходит своей дорогой. Руфь, однако, не оставляет Ноеминь и, к ее удивлению, говорит ей: «Не принуждай меня оставить тебя» (Руфь 1,16). Руфь не боится бросать вызов обычаям и укоренившимся стереотипам мышления. Она чувствует, что пожилая женщина нуждается в ней, и мужественно остается рядом с ней в том, что станет началом нового пути для обеих. Всех нас, привыкших к мысли, что одиночество — наш неизбежный удел, Руфь учит, что в ответ на мольбу «Не отвергни меня» можно сказать: «Я не оставлю тебя». Руфь без колебаний переломила ситуацию, которая казалась необратимой: жизнь в одиночестве не должна быть единственной альтернативой! Не случайно Руфь, оставшаяся на стороне престарелой Ноемини, была предком Мессии (ср. Мф 1:5), Иисуса, Еммануила, «Бога с нами», того, кто принесет близость и родство Бога со всеми людьми, любого возраста и состояния жизни.
Свобода и мужество Руфи приглашают нас встать на новый путь. Давайте пойдем по ее стопам. Давайте отправимся в путь вместе с этой молодой иностранкой и пожилой Ноеминью и не будем бояться менять свои привычки и представлять себе другое будущее для наших стариков. Выразим благодарность всем тем людям, которые, часто жертвуя собой, следуют примеру Руфи, ухаживая за пожилым человеком или просто ежедневно проявляя близость к родственникам или знакомым, у которых больше никого нет. Руфь, которая решила остаться рядом с Ноеминью, была благословлена счастливым браком, семьей и новым домом. Так будет всегда: оставаясь рядом с пожилыми людьми и признавая их уникальную роль в семье, в обществе и в Церкви, мы сами получим много даров, много милостей, много благословений!
В этот четвертый Всемирный день, посвященный им, давайте проявим свою нежную любовь к бабушкам и дедушкам, а также к пожилым членам наших семей. Давайте проведем время с теми, кто удручен и больше не надеется на возможность иного будущего. Вместо эгоцентричного отношения, которое ведет к одиночеству и покинутости, давайте покажем открытое сердце и радостное лицо мужчин и женщин, которые имеют мужество сказать: «Я не оставлю тебя», и встать на другой путь.
Всем вам, дорогие бабушки и дедушки, пожилые люди, и всем тем, кто находится рядом с вами, я посылаю свое благословение и сопровождаю его молитвами. И прошу вас, пожалуйста, не забывать молиться за меня.
Рим, собор Святого Иоанна Латеранского, 25 апреля 2024 года
ФРАНЦИСК