Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Мф 5, 8
Следовть за Иисусом

Слово на 2 рядовое воскресенье

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 1 Цар (1 Sam) 3, 3b-10. 19

Чтение первой книги Царств.

В те дни:

3 Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий; 4 воззвал Господь к Самуилу: Самуил, Самуил! И отвечал он: вот я! 5 И побежал к Илию и сказал: вот я, ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя; пойди назад, ложись. И он пошёл и лёг. 6 Но Господь в другой раз воззвал к Самуилу: Самуил, Самуил! Он встал, и пришёл к Илию вторично, и сказал: вот я, ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя, сын мой; пойди назад, ложись. 7 Самуил ещё не знал тогда голоса Господа, и ещё не открывалось ему слово Господне. 8 И воззвал Господь к Самуилу ещё в третий раз. Он встал, и пришёл к Илию, и сказал: вот я! ты звал меня. Тогда понял Илий, что Господь зовёт отрока. 9 И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда Зовущий позовёт тебя, ты скажи: «говори, Господи, ибо слышит раб Твой». И пошёл Самуил, и лёг на месте своём.

10 И пришёл Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, Господи, ибо слышит раб Твой.

19 И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 40

Припев: Вот, иду я, Боже, исполнить Твою волю.

2 Твёрдо уповал я на Господа,*

и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой.

4 И вложил в уста мои новую песнь –*

хвалу Богу нашему.

7 Жертвы и приношения Ты не восхотел;*

Ты открыл мне уши;

всесожжения и жертвы за грех*

Ты не потребовал.

8 Тогда я сказал: вот, иду;*

в свитке книжном написано о мне:

9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой,*

и закон Твой у меня в сердце.

10 Я возвещал правду Твою*

в собрании великом;

я не возбранял устам моим:*

Ты, Господи, знаешь.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Кор 6, 13c-15a. 17-20

Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.

Братья:

13 Тело не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. 14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. 15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? 17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. 18 Избегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела. 19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? 20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

ЕВАНГЕЛИЕ Ин 1, 35-42

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Мы нашли Мессию, что значит: «Христос».*

Благодать и истина произошли чрез Него.

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Чтение святого Евангелия от Иоанна.

В то время:

35 Стоял Иоанн и двое из учеников его. 36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. 37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. 38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви – что значит: «учитель», – где живёшь? 39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живёт; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. 40 Один из двух, слышавших от Иоанна о Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. 41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: «Христос». 42 И привёл его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, что значит: «камень» (Пётр).

Говорить и слушать – это основные действия, благодаря которым мы общаемся с другими людьми. Человек должен уметь слушать, чтобы у него было что сказать. Молодой Самуил, отданный на служение в храме, был научен слушать голос Господа: «говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1Цар 3,10), – такими словами он обратился к Богу, призывающему его по имени. У этого юноши была такая способность слушать, полученная в дар от Бога. «Превращать способность в умение – это цель всякого воспитания», – говорил Иоганн Гете. Распознавать способности и развивать их в молодом человеке должен каждый учитель. В своей жизни мы можем найти таких педагогов, которые осуществляли это в процессе нашего обучения, или же с грустью констатировать, что таких не было.

Ясно одно: Иисус Христос – Учитель, который знает человека и может воспитывать его посредством дара собственной жизни. Ученики, последовавшие за Иисусом, стали сопровождать Его, остались у Него, и это были Иоанн и Андрей. Способность слушать была привита в них Иоанном Крестителем, который указал на Иисуса как на Мессию. Мы можем увидеть в этом процессе воспитания определенную эстафету: один учитель передает своих учеников другому равви, и тот оказывается Учителем: «Ибо один у вас Наставник – Христос» (Мф 23,10). Это Иисус, имеющий слова вечной жизни (см. Ин 6,68), призвал Петра, изменив ему имя и сделав его главой Церкви: Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф 16,18). Слушать, в библейском смысле, значит не только услышать своими ушами, но слушать сердцем, всей своей сущностью и проявлять послушание услышанному слову.

Слово обладает такой силой, что формирует наше мышление, наше сознание. Мы часто придерживаемся слов, услышанных в средствах массовой информации, произнесенных известными людьми, и признаем их истинными. Иногда нам трудно изменить мнение, когда они оказываются ложью. Или мы начинаем сомневаться во всем и всюду видеть манипуляции и зло. Вот почему так важно выбирать слова, информацию. Стоит задуматься: надо ли все слушать, обо всем знать, одинаково ли важна каждая информация? У нас может не хватить времени и пространства, чтобы услышать что-то действительно важное для нашей жизни. Современный человек особенно сознательно должен создавать себе пространство тишины. Тем более это важно для христианина нам требуется тишина и время для молитвы, чтобы быть с Учителем, чтобы слушать Его. И чтобы услышать, что Он каждого из нас приглашает к отношениям, к формированию нас, — потому что до конца жизни мы будем Его учениками, даже если сами станем воспитателями других: «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лк 6,40).

На вопрос Иисуса: «что вам надобно?», ученики тоже спросили: «Где живёшь?» (буквально с гр. остаешься). Этот день они провели с Ним. Учитель учит всей своей жизнью, а не только словом. Святой Фома Аквинский так объясняет этот отрывок: Иисус же особенно изучает их намерения. Потому что не все, кто следует за Христом, имеют одно и то же намерение. Одни идут за ним ради материальных благ, другие ради благ духовных. И спрашивает их Господь, чего они хотят: «что вам надобно?» не для того, чтобы узнать, но, чтобы они явили Ему свои намерения, стали Ему ближе и показали, что достойны Его слушать (комментарий к Евангелию от Иоанна 1, 15).

Можно было ожидать, что Андрей с энтузиазмом сообщит своему брату весть о встрече с Мессией. Он приобрел способность различать ситуацию и приводить других к Иисусу. Так было и с греками, которые хотели видеть Иисуса. Андрей им в этом помог (см. Ин 12,22). Умение слушать и действовать так, чтобы другие встретили Иисуса и восхитились Его личностью – задача евангелизатора. В проживании Недели Молитв о Единстве христиан важно осознать, что разделенная община Церкви только в Иисусе Христе, в единственном Господе может быть едина. Община Его учеников должна постоянно осознавать и воспитываться в том, что «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф 4,5-6).

Спроси Господа: где живешь? Позволь Ему вести тебя, чтобы ты с энтузиазмом и убеждением мог свидетельствовать другим: я нашел(ла) Господа и привел(ла) к Нему новых учеников.

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости