Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Преображение Господне. Мозаика. Монастырь св. Екатерины, Синай. VI в.
Преображение Господне. Мозаика. Монастырь св. Екатерины, Синай. VI в.

Преображение Господне в истории спасения

Рассказ о Преображении присутствует во всех трех синоптических Евангелиях (Мф.16:28-17:9; Мк.9:1-10; Лк.9:27-37а), причем он помещен в похожем контексте. После первого предсказания о Своих страстях Иисус обещает ученикам, что они «не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.9:1). И действительно, «по прошествии дней шести» (у Луки «дней через восемь», что объяснимо, тем более, что в изложении Луки преображение продолжается целую ночь (Лк.9:37а)) Иисус вместе с тремя ближайшими учениками Петром, Иаковом и Иоанном поднимается на гору (у Матфея и Марка это «высокая» гора) и преображается перед ними. Нужно отметить, что Лука не употребляет термин «преобразился» (metamorphoo), поскольку хочет избежать коннотаций с языческими богами, с которыми часто происходили разные метаморфозы (ср. «Метаморфозы» Овидия).

К Иисусу явились Моисей и Илия, которые беседовали с Ним, затем Петр предложил Иисусу поставить на горе три кущи: одну для Самого Иисуса, одну для Моисея, и одну для Илии. Затем упоминается о страхе апостолов и о том, что их «осенило облако», из которого раздался глас, глаголющий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». Матфей добавляет в этот глас фразу из сцены крещения Иисуса «в Котором Мое благоволение» (Мф.17:5, ср.Мф.3:17). После этого апостолы «никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса», а когда они сходили с горы, Иисус велел им никому не рассказывать о том, что они видели, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф.17:9), в варианте Луки апостолы сами, без повеления Иисуса «умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели». (Лк.9:36).

Событие Преображения кратко описывается в 2Петр.1:16-18, и, кроме того, возможно Ин.12:27-30 (час страданий Иисуса и глас с неба) также имеет отношение к Преображению.

Самая естественная интерпретация события Преображения состоит в том, что после предсказания Своих страстей (Лк.9:22, пар.), а также указания на необходимость для учеников «отвергнуться себя, и взять крест свой» (Лк.9:23, пар.), Иисус укрепляет веру избранных апостолов, показывая им «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.9:1; Лк.9:27:просто «Царствие Божие», Мф.16:28: «Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем»). При этом, если Иисус дает ученикам взглянуть на Царствие Божие, как у Марка и Луки, а не только на Себя Самого, как у Матфея, то преображенное состояние Иисуса можно распространить на всех тех, кто попадет в это самое Царствие Божие: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.» 1Кор.15: 22-23, и далее 51-55 «не все мы умрем, но все изменимся».

Такие обстоятельства, как восхождение на гору с избранными людьми, шесть дней плюс один, световые «спецэффекты», облако, страх, глас с небес напоминают о даровании Закона на Синае (Исх.24). Это подтверждает и явление Моисея как одного из Его собеседников.

Более того, содержание гласа с небес — «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» также отсылает нас к Моисею: «Его слушайте» — это часть фразы из «завещания Моисея»: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте» (Втор.18: 15).

Первая часть гласа с небес — «Сей есть Сын Мой возлюбленный», которая прозвучала также в сцене крещения Господня, состоит из признания Богом Давида Своим Сыном: Пс.2: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя», а также напоминает нам о приношении Авраамом в жертву своего возлюбленного сына (Быт.22: 2). Точно так же Бог Отец вскоре принесет в жертву Своего Сына.

Матфей добавляет в глас также и другую часть фразы из сцены крещения «в Котором Мое благоволение» (Мф.17:5) – похожие слова мы находим в первой Песне о Рабе Господнем (Ис.42.1), а также в отношении Бога к тому же Моисею (Исх.33:12-17).

Итак, Иисус – это новый Моисей, однако Он явно выше: если Моисею глас Божий диктует Закон, то в случае с Иисусом Бог утверждает Его сыновство и предлагает слушать Его. Более того, в то время как Моисей просит Бога показать ему славу, и Господь показывает ему Себя только «сзади» (Исх.33:18-23), а лицо Моисея светится только непосредственно после общения с Богом (Исх.34:29), то слава и свет Иисуса исходят от Него Самого (Лк.9:29;31-32; Мк.9:3; Мф.17:2).

Что касается предложения Петра поставить кущи (то есть палатки или шалаши), то оно, вероятнее всего, связано не со скинией собрания (которая тоже была палаткой), а с праздником суккот. Суккот возвращает нас к тому же Моисею, а заодно и к исходу (Лк.9:31), поскольку праздник связан с тем, что иудеи во время странствия по пустыне жили в палатках. Суккот имел также и эсхатологическое измерение: пророк Захария, описывая времена, когда «Господь будет Царем над всею землею» (Зах.14:9), говорит о том, что представители «всех народов… будут приходить из года в год [в Иерусалим] для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей» (Зах.14:16). Поэтому, возможно, предложение поставить кущи говорит о надежде на исполнение этого обещания, а также на то, что Иисус станет новым царем Израиля, одной из функций которого было чтение народу Торы каждый седьмой год в праздник кущей.

Второй собеседник Иисуса, Илия, так или иначе ассоциируется синоптиками с Иоанном Крестителем и представляет собой «пророков». Таким образом, Иисус на горе говорил с представителями всего Танаха. Интересно, что оба этих персонажа не умерли, как обычные люди, а были вознесены ко Господу (Моисей — согласно внебиблейской традиции).

После этого краткого и не полного обзора можно перейди к особенностям отдельных евангелистов.

Евангелие от Марка много внимания уделяет ученичеству. Если взглянуть на более широкий контекст рассказа о Преображении, то оказывается, что после того, как Петр исповедал свою веру в Иисуса как Христа (Мк.8:29), он тут же совершил серьезную ошибку: стал прекословить Иисусу по поводу Его грядущих страданий и смерти (Мк.8:31-33). В сцене Преображения Петр называет Иисуса «учителем» (а не Господом) и фактически предлагает остаться на горе славы, тем самым снова отказываясь от следования по пути страданий Христа: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии». (Мк.9:5)

Матфей также сохраняет эту повествовательную линию, Лука от нее отказывается (опуская эпизод с прекословием Петра до преображения). Напомним, что согласно Матфею, Иисус обещает, что ученики вскоре увидят не «Царствие Божие», но: «Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф.16:28) Попробуем сравнить изложение сцены преображения в Евангелии от Матфея и одно из видений пророка Даниила (Дан.10:5-12).

Мф.17:1-9Дан.10:5-12
лице Его, как солнцелице его — как вид молнии
очень испугалисьсильный страх напал на них
ученики пали на лица своипал я на лице мое
Иисус … сказал: «встаньте»И сказал он мне: «стань прямо на ноги твои»
Иисус… сказал: «не бойтесь»он сказал мне: «не бойся»
Иисус, приступив, коснулся ихкоснулась меня рука

Напомним, что это видение Даниила имело целью «возвестить…, что будет с народом… в последние времена» (Дан.10:14). Итак, согласно Матфею, Преображение имеет эсхатологическую перспективу: жизнь, смерть и воскресение Иисуса – это воплощение эсхатологических чаяний Израиля.

Чтобы проанализировать сцену Преображения согласно Евангелию от Луки, нужно вспомнить об одной его стилистической особенности – по меньшей мере дважды в одном контексте повторять ключевые слова (ср.Лк.1:2-3 «начало»; Лк.1:9-10 «каждение», и т.д.) В отрывке Лк.9:27-37а это следующие слова: «молиться»; «слава»; «два мужа»; «облако» (3 раза); «глас», и, возможно, «гора». Рассмотрим некоторые из них.

Молитва. В Евангелии от Луки молитве вообще и молитве Иисуса в частности уделяется особое внимание. Еще Его родители каждый год ходили в Иерусалим на праздник Пасхи и, очевидно, брали с собой Иисуса. (Лк.2:41-42) Он регулярно посещал синагогу по субботам (Лк.4:16). В Евангелии от Луки мы видим Иисуса молящимся как в уединенных местах (Лк. 5:16; 9:18), так и среди множества людей (Лк.10:21), Он продолжал молиться даже на Кресте: (Лк.23:34;46). При этом Его молитва была такова, что другим хотелось присоединиться (Лк.11:1).

Интересно, что и в сцене крещения только Лука упоминает о молитве Иисуса, и тогда нисшествие Духа и глас с небес оказываются как бы ответом на Его молитву (Лк.3:21-22). В Евангелии от Луки мы находим помимо Преображения еще две сцены моления Иисуса на горе: перед избранием Двенадцати (Лк.6: 12-13), а также на Елеонской горе непосредственно перед арестом (Лк. 22:39-46). Ясно, что молитва на горе связана с наиболее важными событиями в жизни Иисуса (напомним, что преображение происходит после исповедания Петра и первого предсказания о страстях). При этом упоминания о теофании присутствуют только в молитвах после крещения, на Елеонской горе (Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его (Лк.22:43)) и в сцене Преображения, однако мы не знаем, являлся ли Иисусу Бог-Отец, Дух, ангелы или кто-то еще во время других моментов молитвы, просто потому, что об этом ничего не сказано (так как не было тому свидетелей). Если мы к тому же вспомним, что согласно Луке Преображение происходит не на «высокой» (как у Марка и Матфея), а на обычной горе, то можно предположить, что теофания (в широком смысле слова, включая посланных от Бога людей и события) – это следствие любой молитвы Иисуса, а после Воскресения и Пятидесятницы – также и молитвы Его учеников (ср.Деян.4:31; 9:11-12; 10:1-6, и т.д.)

Слава, облако и глас с небес. Все это атрибуты теофаний Ветхого Завета (ср., например, Исх.16:10). Отличительная черта Луки состоит в том, что эти атрибуты он разделяет между Богом (Отцом) и Иисусом: «слава» в его изложении принадлежит прежде всего Самому Иисусу (Лк.9:32), при этом не понятно, в чьей славе являются Моисей и Илия (Лк.9:30-31), в то время как глас из облака утверждает сыновство Иисуса и предлагает Его слушать. Таким образом Лука показывает, что Иисус – Бог.

Два мужа. Это выражение подчеркивает, что Моисей и Илия – это два реальных человека, что это не ангелы или какие-то духи. Возможно то, что они явились «во славе» означает, что они, также как и Иисус, были измененные и блистающие. В таком случае это еще раз подчеркивает, что увиденное учениками было как раз то Царствие Божие, в котором будут пребывать все верные последователи Иисуса.

Невозможно однозначно определить, о каком именно событии говорили с Иисусом Моисей и Илия как об исходе, который Ему надлежало (божественный пассив) совершить в Иерусалиме (Лк.9:31). Были ли это страдания Иисуса, Его смерть на Кресте, Воскресение, Вознесение или все это в целом. В рассказе о преображении Лука поместил лишь небольшую подсказку.

Ни один из синоптиков не снабдил сцену Преображения сколько-нибудь точным хронометражем, однако рассказы Марка и Матфея производят впечатление, что это было довольно быстротечное событие: явление Илии с Моисеем происходит одновременно с высказыванием Петра — «При сем Петр сказал Иисусу» (Мк.9:4-5; Мф.17:4), практически сразу появляется облако: «Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их» (Мф.17:5) затем, после явления облака, все «внезапно» закончилось (Мк.9:8). У Луки, напротив, похоже, что это событие продолжалось целую ночь: «в следующий же день, когда они сошли с горы» (Лк.9:37). Беседа с Моисеем и Илией явно заняла некоторое, возможно долгое время (Лк.9:30-31), за которое ученики даже успели поспать, причем пробудившись, они еще застали этих «двух мужей» (Лк.9:32). Правда, явление облака и глас с неба явно произошли и закончились очень быстро (Лк.9:34;36). Отметим, что ни Марк, ни Матфей не упоминают о сне апостолов.

Теперь сравним изменения, которые внес Лука в свой рассказ о Преображении, с Гефсиманским борением Иисуса. В версии Луки (22:39-46) за Иисусом на Елеонскую гору последовали, очевидно, все присутствующие там ученики, которых Он затем нашел «спящими от печали». Однако в версии Марка (Мк.14:32-42), которой, скорее всего, располагал Лука, Иисус берет с собой тех же Петра, Иакова и Иоанна, что и на гору Преображения, которых Он нашел «спящими, ибо глаза у них отяжелели» (Мк.14:40). Вспомним, что в сцене Преображения, описанной Лукой, «Петр … и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк.9:32), а «отяжелели» и «отягчены» обозначаются по-гречески одним и тем же словом.

Итак, есть вероятность, что Преображение для Луки – это явление славы Иисуса, призванное укрепить как Его Самого, так и учеников именно перед Гефсиманским борением и последующими страстями.

Светлана Шишкина http://xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai/

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости