ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 25, 6-10а
Чтение книги пророка Исаии.
6 И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; 7 и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. 8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь.
9 И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! 10 Ибо рука Господа почиет на горе сей.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 23
Припев: Пребуду в доме Божием многие дни.
1 Господь – Пастырь мой; *
я ни в чем не буду нуждаться.
2 Он покоит меня*
на злачных пажитях
Водит меня к водам тихим.*
3 Подкрепляет душу мою.
Направляет меня на стези правды*
ради имени Своего.
4 Если я пойду и долиною смертной тени,*
не убоюсь зла, потому что Ты со мной;
Твой жезл и Твой посох –*
они успокаивают меня.
5 Ты приготовил предо мною трапезу*
в виду врагов моих;
умастил елеем голову мою;*
чаша моя преисполнена.
6 Так, благость и милость да сопровождают меня*
во все дни жизни моей,
и я пребуду в доме Господнем*
многие дни.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Флп 4, 12-14. 19-20
Чтение Послания святого Апостола Павла к Филиппийцам.
Братья:
12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. 13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
14 Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби. 19 Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом. 20 Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 22, 1-14
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Отец Господа нашего Иисуса Христа*
да просветит очи сердец наших,*
дабы мы познали, в чём состоит*
надежда призвания нашего.
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
+Чтение святого Евангелия от Матфея.
В то время:
1 Иисус, продолжая говорить первосвященникам и старейшинам притчами, сказал: 2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего. 3 И послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. 4 Опять послал других рабов, сказав: «скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир». 5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою. 6 Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. 7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. 8 Тогда говорит он рабам своим: «брачный пир готов, а званые не были достойны. 9 Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир». 10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, 12 и говорит ему: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он же молчал. 13 Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». 14 Ибо много званых, а мало избранных.
Радостное свадебное торжество – это образ, который особенно использовал пророк Иеремия для описания будущего мессианского царства: «…опять будет слышен голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, голос говорящих: „Славьте Господа Саваофа, ибо благ Господь, ибо вовек милость Его“, и голос приносящих жертву благодарения в доме Господнем. Ибо Я возвращу плененных этой земли в прежнее состояние», – говорит Господь» (Иер 33, 11). Так должно было праздноваться возвращение из изгнания. Верующие должны были вскоре облачиться в «ризы спасения», «одежды правды», как невеста Божья (Ис 61, 10; ср. 62, 1-5). Этому времени истинной радости и бракосочетания, времени Царства положило начало пришествие Иисуса Христа. Однако многие, кто ранее был приглашен принять участие в празднике, отклонили приглашение Царя, то есть Бога. Именно Он приглашает народ Израиля порадоваться царству, установленному в Личности Его Сына. Слуги, посланные с миссией созвать приглашенных на готовый пир, – это пророки, призывающие народ вернуться к Богу, к жизни согласно Его Слову и Заповедям. Израиль не послушался пророков. Однако Царь не теряет терпения и надежды. Он посылает других слуг с заверением, что «все готово», но приглашенные снова не проявили интереса, проигнорировали приглашение, занявшись своими делами. Другие откровенно оскорбили и убили пророков (ср. Мф 21,35). Тем не менее, свадебное торжество состоится, потому что у Царя есть великий план любви – спасение и приглашение всех на пир на небесах. Эти другие слуги, пророки, апостолы, евангелисты, свидетели Иисуса приглашают не только заблудших овец из дома Израилева, но и мытарей, грешников, всех блудных сыновей и язычников (ср. 28, 19)! Все приглашены в Царствие Божие, Бог всех любит и никого не исключает. Все призваны вечно жить с Богом, терпеливым и милосердным. Однако не все ответят искренней верой и любовью на предложение о спасении. Человек, не имеющий брачной одежды, – это человек, не склонный к переменам, преображению жизни, обращению. Он приходит на пир ради собственной выгоды, но не является истинным чадом Божьим. Он пренебрег свадебным нарядом от Царя, со своей стороны не приложил никаких усилий, чтобы позаботиться о нем. Цари иногда устраивали пиры для своих подданных, приглашая всех, независимо от социального положения, предоставляя также соответствующую одежду для тех, кто не мог себе этого позволить. У того, кто не облачился в те одежды, которые предоставлял ему правитель, не было никаких объяснений. В книге Откровения Святого Иоанна, в описании бракосочетания Агнца с Невестой говорится об одеянии, в которое она была одета: «И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (19, 8). Притча о царском пире говорит нам о том, чтобы быть готовым, готовым подражать Христу, готовым дать ответ на дар Его любви, спасения, на великий дар веры в Него и вечную жизнь. Можно пренебречь всеми усилиями обращения и направить все свои силы на блага и материальные выгоды, не задумываясь ни о своей жизни, ни о вере, ни о Боге, от Которого мы все имеем! С нашей стороны необходимы последствия в жизни веры, решительный ответ на предложение Иисуса и Его царства. Носить брачные одежды – значит идти по пути обращения, метанойи, внутреннего преобразования, вносить свой вклад, прилагать усилия в следовании Господу. Мы сами хорошо знаем, как нелегко жить с тем, кто только стоит в стороне, пожинает плоды, но ничего не дает, не занимается, ничего не делает со своей жизнью: «Каким Господь Бог создал меня, такой я и есть». Так может быть в семье, на работе, в общине. Ибо призыв к Царству Божию не является гарантией его обретения. Для его достижения требуется, с одной стороны, приглашение Бога – благодать, потому что никто не может спастись сам, с другой – наше участие, усилия, готовность исполнять волю Божию. Мы должны облачиться в Господа Иисуса, как говорит Слово Божье из Послания к Римлянам (13,13-14), отвергнуть дела тьмы, «сменить старое одеяние» и облачиться в оружие света. Задаться вопросом: наша жизнь и дела соответствуют ли вере, действительно ли мы любим Господа и людей, которые являются нашими братьями? Вера и любовь – это усилие, труд, также непоколебимая уверенность в Божьей милости и в человеке, который всегда имеет шанс на обращение. Поэтому наберемся отваги, чтобы отвергнуть грех – тьму, и пойдем путем любви и милосердия – света. Если мы будем жить так, то призванные по-настоящему станут избранными.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского – Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове