ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Быт 3, 9-15
Чтение книги Бытия.
Когда скрылся Адам между деревьями рая, 9 воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? 10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. 11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? 12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. 13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. 14 И сказал Господь Бог змею: За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. 15 И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 130
ПРИПЕВ: В Господе милость и спасение.
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.*
2 Господи! услышь голос мой.
Да будут уши Твои внимательны*
к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, –*
Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение,*
да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя;†
на слово Его уповаю.*
6 Душа моя ожидает Господа
более, нежели стражи – утра,*
7 Да уповает Израиль на Господа.
Ибо у Господа милость*
и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля*
от всех беззаконий его.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 2 Кор 4, 13 – 5, 1
Чтение второго Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.
Братья:
13 Имея тот же дух веры, как написано: «я веровал и потому говорил», и мы веруем, потому и говорим, 14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. 15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию. 16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. 17 Ибо кратковременное лёгкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, 18 когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. 5.1 Ибо знаем, что, когда земнойнаш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
ЕВАНГЕЛИЕ Мк 3, 20-35
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Ныне князь мира сего изгнан будет вон,*
говорит Господь;*
и когда Я вознесён буду от земли,*
всех привлеку к Себе.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Чтение святого Евангелия от Марка.
В то время:
20 Иисус с учениками Своими приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. 21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его; ибо говорили, что Он вышел из себя. 22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. 23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? 24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то. 25 И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот. 26 И если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришёл конец его. 27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного; и тогда расхитит дом его. 28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; 29 но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. 30 Сие сказал Он, потому что говорили: в Нём нечистый дух. 31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. 32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сёстры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. 33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? 34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; 35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
«Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его» (Притчи 12,25). Печаль охватывает человека, когда появляются грех и ложь. После первородного греха первые люди потеряли первоначальную невинность и радость быть вместе. Однако они не остались одни в этой ситуации. Слово принесло им надежду. Доброе слово пришло от Бога, и это было слово обетования, сказанное отцу лжи, сатане, который является главной причиной греха и, следовательно, печали: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её» (Быт 3,15). Бог всегда находит доброе слово, когда человек теряется. Оно состоит не только в утешении и обеспечении благосклонности Бога, но и в раскрытии истины. Выход сатаны на сцену истории внес свою лепту в когнитивную путаницу. Человек не может прийти к познанию истины без поддержки Божьего Слова. Вот почему мы так часто неверно воспринимаем себя, другого человека и, наконец, приписываем зло Богу. Так же поступили и книжники, обвинив Иисуса в том, что он действует силой Вельзевула. Они не могли объяснить феномен личности Иисуса и, очевидно, не хотели принимать его миссию. Но если подумать, разве не бывает так, что когда что-то выходит за рамки наших познавательных способностей, когда мы слишком малы, чтобы понять что-то, то мы легко называем собеседника дураком? Иногда, другими, более тонкими способами, мы выражаем как минимум пренебрежение к собеседнику. Иисус не отреагировал, когда ему сказали, что он сходит с ума, но когда его обвинили в сговоре с дьяволом, он ответил более длинным аргументом.
«Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его». Предостережение от легкомыслия, от недооценки серьезности жизни или обращения — это тоже хорошее слово. Иисус произносит трудное слово в этом контексте. Речь идет о грехе против Святого Духа, который вызвал множество трудностей в толковании. Катехизис Папы Пия X подробно рассматривает грехи против Святого Духа. Вот они:
имея милость Божию, отчаиваться;
против милости Божьей грешить дерзостью;
противиться признанной христианской истине;
завидовать ближнему в благодати Божией;
иметь ожесточенное сердце к спасительным наставлениям;
сознательно упорствовать в нераскаянии.
Кто принимает Слово Божье искренним сердцем, тот оберегает свою душу от извращений и ожесточения, ибо знает, что без Божьей милости он мало что может сделать для себя. Пока человек называет действия Бога сатанинскими, он не способен к обращению, потому что отвернулся от Бога. Святой Павел сохраняет нас реалистами, напоминая, что мы уничтожаем нашего внешнего человека, а также всю самодостаточность и дерзкую самоуверенность. Внутренний человек не позволяет, чтобы над ним доминировали подобные взгляды. Однако это лишь малые скорби настоящего времени и подготовка к безмерной славе грядущего века, ибо невидимое длится вечно (ср. 2 Кор 4,17). Вот почему последнее наставление, которое Иисус дает нам в сегодняшнем Евангелии, так важно, и оно касается слушания Слова Божьего. К семье Иисуса принадлежат те, кто не только слушает Его слова, как толпы людей, но и претворяет эти слова в жизнь, исполняя Божью волю.
«Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его». На всех нас, верующих, возложена обязанность хранить Слово Божие: чтобы оно не обеднело, а прославлялось через нашу жизнь согласно Слову. Принятое с верой, оно является нашим антидемоническим предписанием, поскольку Слово Божье убеждает нас в том, что сатана окончательно побежден Иисусом Христом.
Поэтому давайте не будем пренебрегать ежедневным чтением Слова и размышлением над ним. Давайте наполним наши сердца, наши умы Словом Божьим, чтобы наши уста говорили доброе слово, приносящее радость и утешение людям, обеспокоенным жизнью, потерянным и неспособным отличить истину от лжи.
«Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его».
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове