ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Зах 9, 9-10
Чтение книги пророка Захарии.
Так говорит Господь:
9 Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. 10 Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет боевой лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 144
Припев: Имя Твоё, Боже, славить будем вечно.
1 Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь,*
и благословлять имя Твое во веки и веки.
2 Всякий день буду благословлять Тебя*
и восхвалять имя Твое во веки и веки.
8 Щедр и милостив Господь,*
долготерпелив и многомилостив.
9 Благ Господь во всем,*
и щедроты Его на всех делах Его.
10 Да славят Тебя, Господи, все дела Твои,*
и да благословляют Тебя святые Твои.
11 Да проповедуют славу царства Твоего,*
и да повествуют о могуществе Твоем.
13 Верен Господь во всех словах Своих*
и свят во всех делах Своих.
14 Господь поддерживает всех падающих*
и восставляет всех низверженных.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Рим 8, 9. 11-13
Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам.
Братья:
9 Вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. 11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники по плоти, чтобы жить по плоти; 13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 11, 25-30
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Благословен Ты, Отче, Господи неба и земли,*
что тайну Царства открыл младенцам.
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
+Чтение святого Евангелия от Матфея.
25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал:
Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам. 26 Да, Отче! ибо таково было Твое благоволение. 27 Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. 28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. 29 Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. 30 Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
У смирения пыльные ноги, сердце среди шипов, но душа на небесах. (М. Барат). Смирение – это добродетель, присущая некоторым. Это добродетель, прославленная и желанная. Смиренным людям во многих случаях жить легче, ибо они не ожидают от себя и других непомерных и невозможных вещей. Смирение дает своеобразное пространство для понятия сложных дел. Иисус Христос познал это, когда в своей публичной жизни встречал людей, принимающих истину о Царстве Божьем искренним и простым сердцем. Слово «младенцы» (Мф 11,25) в оригинальном тексте переводится также как несовершеннолетний, детский. Мы помним, что Иисус ставил ребенка посреди учеников и приводил его в качестве примера простоты и гибкости (см. Мф 18,3). Иисус Сам был человеком смиренным. В нем не было двойственности или хитрости. Его сердце было окружено шипами человеческой порочности, предательства, ненависти. Но такова цена неба для всех грешников, ходящих по этой земле.
У смирения пыльные ноги, сердце среди шипов, но душа на небесах. Пророк Захария рисует образ Мессии, Который, будучи смиренным, въезжает на осле в Иерусалим (Зах 9,9). Однако не для того Иисус фактически осуществил это предзнаменование, чтобы не запылить ноги, но чтобы жители могли выразить свою радость, эйфорию. Иисус начал царствовать через любовь, а не через господство власти. Мы знаем, что произошло уже через пять дней: Его сердце пронзили копьем, чтобы потоки благодати излились на больную человеческую душу.
Так Он исполнил свое «приглашение», которое в оригинале звучит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (…) ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11,28–29). Плоды страстей и смерти Иисуса Христа доступны каждому. Каждый человек может в своих трудах и мозолях повседневной жизни обрести утешение в Его ранах, по вере участвовать в «иге» самоотдачи Ему, признании Его царствования. Поэтому я не буду гоняться за величием, за тем, что превосходит мои силы (Псалом 131,1), потому что хочу принадлежать Господу. У кого есть Дух Христов, тот принадлежит Ему (Рим 8,9). Что это за Дух? Не телесный. Итак, меня ждет духовная борьба, борьба с потребностями тела, и одно из них – жажда власти и обладания. Кто вступит в эту борьбу, тот обретет смирение, тому откроется истина, касающаяся царствования Иисуса Христа и законов Божьих.
У смирения пыльные ноги, сердце среди шипов, но душа на небесах. Проси же, чтобы Дух Христов сделал твое сердце смиренным и покорным по образу Иисуса, чтобы тебе было дано познать и понять то, что только «младенцам» открывает Отец, Господь неба и земли. Такой путь на небеса Он обозначил, потому что таково Его благоволение.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове