ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 62, 1-5
Чтение книги пророка Исаии.
1 Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдёт, как свет, правда его, и спасение его — как горящий светильник.
2 И увидят народы правду твою и все цари — славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа.
3 И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего.
4 Не будут уже называть тебя «оставленным», и землю твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя: «Моё благоволение к нему», а землю твою — «замужнею», ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается.
5 Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 96
Припев: В народах возвещайте все дела Господни.
1 Воспойте Господу песнь новую; †
воспойте Господу, вся земля. *
2 Пойте Господу, благословляйте имя Его.
Благовествуйте со дня на день спасение Его. †
3 Возвещайте в народах славу Его, *
во всех племенах чудеса Его.
7 Воздайте Господу, племена народов, †
воздайте Господу славу и честь. *
8 Воздайте Господу славу имени Его.
9 Поклонитесь Господу во благолепии святыни. *
Трепещи пред лицом Его, вся земля!
10Скажите народам: Господь царствует! *
Он будет судить народы по правде.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Кор 12, 4-11
Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.
4 Дары различны, но Дух один и тот же; 5 и служения различны, а Господь один и тот же; 6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. 7 Но каждому даётся проявление Духа на пользу: 8 одному даётся Духом слово мудрости; другому слово знания, тем же Духом; 9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; 10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. 11 Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
ЕВАНГЕЛИЕ Ин 2, 1-12
Аллилуйя. Бог призвал нас благовествованием,* для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. Аллилуйя.
+Чтение святого Евангелия от Иоанна.
В то время:
1 Был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак. 3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. 4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. 5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. 6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или три меры. 7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их доверху. 8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. 9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино; знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха 10 и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. 11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
12 После сего пришёл Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.
Царствовать — значит служить. Мы называем Марию Королевой и Матерью. Евангелие о свадьбе в Кане представляет Марию не только как мать Иисуса, но и как мать, обеспокоенную повседневными делами других людей. Она первая замечает отсутствие вина и проявляет инициативу: разговаривает с Иисусом и со слугами. Приближает ли тем самым час, в который явится слава Божия? Иисус дает понять, что Его действие не будет человеческим, естественным вмешательством. Чудо превращения воды в вино — это первое чудо, знамение Иисуса, являющее славу Божию. Не смотря на отказ Иисуса, Мария не отчаивалась и продолжала делать то, что считала необходимым. Служение Марии было тихим, ненавязчивым.
То же самое можно сказать и о слугах (греч. diakonoi). Они представляют тех, кто демонстрирует послушание слову. Поэтому они являются свидетелями уникального преобразования. В христианской духовности их отношение часто приводится в пример ученикам Иисуса. Слуги сделали то, что Он повелел им. В этом Евангелии каждый исполнял свою миссию, свою задачу и служил тем даром и талантом, которые получил. Именно это и происходит в Церкви, где «дары различны, но Дух один и тот же» (1 Кор 12,4), и Дух открывается всем для общего блага. Подумаем, каким даром мы служим сегодня в Церкви? Как мы можем быть полезными остальным, служить другим на общее благо, на созидание? Участие в жизни Церкви делает нас ее сознательными членами.
В описании чуда в Кане Галилейской нельзя не обратить внимания на отсутствие жениха и невесты. Словно большее значение имел распорядитель пира (дословно в переводе с греческого означает церемониймейстер), который оценивал качество вина. В действительности молодая пара состояла из: Жениха, которым на этой свадьбе был Иисус, и невесты, которой была молодая община Церкви. Согласно пророчеству Исаии: «как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Ис 62,5), здесь мы переживаем чувство радости, источником которой является Иисус Христос. Свадьба, состоявшаяся на третий день, является предвестником эсхатологической радости в Царстве Божьем. Сегодня на пир в церкви приглашены все. На нем пресуществляется вино в кровь Христову, которая, как драгоценный напиток, омывает нас от всякого греха (ср. 1 Ин 1,7).
Вино и его символика занимают исключительно важное место в Библии. Оно означает дружбу, человеческую любовь и радость. Но также является знаком мессианских времен. Вино в Кане – это знак радости, которую несет с собой пришествие Мессии. Сам Иисус провозгласил, что Новый Завет, установленный в его лице, есть новое вино, которое прорывает ветхие мехи (ср. Мк 2,22). Новизна, которую несет Иисус, требует нового мышления, новой религиозности, лишенной пустых ритуалов, утративших свой смысл. Речь идет о новом измерении отношений человека с Богом.
Царствовать — значит служить. Иисус Христос по просьбе Марии предотвратил неприятную ситуацию, которая могла возникнуть из-за недостатка вина на свадьбе. Явив Свою славу, Он показал, что является истинным Царем, преобразующим всякую скорбь. Там, где простирается Его царствование, господствует радость. Ибо гости на свадьбе не могут скорбеть, пока с ними жених (ср. Мф 9, 15).
Святой Ефрем, размышляя над этим Евангелием, писал: «Почему же Господь обратил природу воды в первом из Его знамений? Не для того ли, чтобы явить, что Божественность, изменившая природу внутри кувшинов, была той же, которая изменила природу внутри чрева Девы? По совершении Своих знамений Он отверз гроб, дабы показать, что жало смерти не властно над Ним» (Святой Ефрем, Питаю вас тем, чем я живу сам, отцы церкви комментируют воскресные Евангелия — год с, стр. 137). Иисус Христос — Господь жизни, потому что Он Бог, который, став Человеком, изменил судьбу смертных людей, давая надежду на воскресение.
В церкви мы действительно можем испытывать радость от служения другим, по той причине, что мы принадлежим Господу, о котором можем сказать: «Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи» (Ис 9,3). Сегодня у нас достаточно поводов для грусти, ведь так много трагедий, войн и страданий, а также неопределенностей, связанных с изменением условий жизни: потеря работы, болезни. Поэтому мы можем взывать к Господу: «вина нет у них». Он никогда не оставит нас без ответа. В Нем мы можем найти источник радости и пережить перемены в своей судьбе, но давайте послушаем, что Он говорит нам сегодня: «наполните сосуды».
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове