ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Деян 2, 42-47
Чтение Деяний святых Апостолов.
42 Братья постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. 44 Все же верующие были вместе и имели всё общее. 45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. 46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, 47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 118
Припев: Славьте Господа вовек, милость Его вечна.
2 Да скажет ныне Израиль:
Он благ, ибо вовек милость Его.
3 Да скажет ныне дом Ааронов:
Он благ, ибо вовек милость Его.
4 Да скажут ныне боящиеся Господа:
Он благ, ибо вовек милость Его.
13 Сильно толкнули меня, чтобы я упал,
но Господь поддержал меня.
14 Господь – сила моя и песнь;
Он соделался моим спасением.
15 Глас радости и спасения
в жилищах праведников.
22 Камень, который отвергли строители,
соделался главою угла:
23 это от Господа,
и есть дивно в очах наших.
24 Сей день сотворил Господь:
возрадуемся и возвеселимся в оный!
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Петр 1, 3-9
Чтение первого Послания святого Апостола Петра.
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, 4 к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, 5 силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. 6 О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, 7 дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, 8 Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, 9 достигая наконец верою вашею спасения душ.
ЕВАНГЕЛИЕ Ин 20, 19-31
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Ты поверил, Фома, потому что увидел Меня, говорит Господь;* блаженны невидевшие и уверовавшие.
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
+Чтение святого Евангелия от Иоанна.
19 В тот первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Иисуса, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! 20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. 21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. 22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. 23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. 25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! 27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. 28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! 29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. 31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
Бог всегда милосерден. Он также милостив к человеку, испытывающему сомнения в вере. Таким человеком является святой Фома, один из двенадцати по имени Дидимос, то есть близнец (парный). Это человек, в жизнь которого проникли вера и неверие, два парных отношения, две реальности жизни. В сегодняшнем Евангелии Фома изображен как человек, переживающий кризис веры.
Давайте посмотрим на его жизнь, описанную в Евангелии. Впервые Фома появляется перед нами во время путешествия Иисуса в Иудею, куда Господь идет, чтобы воскресить Лазаря. Иудеи уже собираются убить Господа, поэтому ученики боятся идти вместе с Ним. Тогда Фома произносит: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин 11,16). Апостол с мужеством веры призывает других учеников следовать за Иисусом, даже до смерти.
Во время Тайной Вечери Фома на слова Иисуса: «А куда Я иду, вы знаете и путь знаете» отвечает: «Господи! Не знаем, куда идешь. И как можем знать путь?» (Ин 14,5). Эти слова показывают растерянность Фомы в вере. Он не знает пути Иисуса и его цели, которой является дом Отца, Царство Божие. Точно также и в нашей жизни, с одной стороны, у нас есть твердость в вере и мы следуем за Иисусом, а с другой, мы растеряны.
В сегодняшнем Евангелии мы читаем, что Фома не присутствовал в первый день недели на общем праздновании Евхаристии. Когда позже слышит о встрече учеников с воскресшим Господом, он начинает ставить перед Богом условия: «если…». Тем не менее, в этом отношении также скрывается желание встретить Христа, который умер, но жив, потому что воскрес. Святой Григорий Великий видел смысл этого отсутствия: «Неужели вы думаете, будто это произошло случайно, что этого избранного ученика тогда не было, а по пришествии он услышал, услышав, усомнился, сомневаясь, осязал, осязав, уверовал? — Нет, это произошло не случайно, но по Божественному распоряжению. Ибо верховное милосердие дивным образом соделало то, чтобы этот сомневающийся ученик, осязая раны плоти в Своем Учителе, целил в нас раны неверия. Ибо для нас неверие Фомы было более полезно в вере, нежели вера учеников верующих, потому что когда он к вере возвращается через осязание, тогда наш ум, поставленный выше всякого сомнения, укрепляется в вере».
Иисус знает борьбу в сердце Фомы и отвечает на нее. Когда Фома присутствует с другими в доме, снова приходит воскресший Господь. Он знает, что скрывается также и в наших сердцах, знает наши сомнения, борьбу, неверие и реагирует на них.
Фома приходит к полноте веры и произносит чудесное пасхальное исповедание веры, которое мы сегодня можем сделать нашим: «Господь мой и Бог мой!» Святой Августин так описал этот опыт: «Прикоснулся он к человеку и исповедовал Бога, Которого не видел и не касался; но через то, что видел и касался, отбросил сомнение и уверовал».
Иисус говорит Фоме: «ты поверил, потому что увидел Меня». А почему ты веришь? Или, может быть, ты говоришь: Я не видел, поэтому не верю. Поэтому Иисус добавляет: «блаженны невидевшие и уверовавшие». Наша вера не основана на видении Иисуса, а на слушании Его Слова, которое Он оставил нам на страницах Евангелия. Слушай Его каждый день, и ты распознаешь лик Иисуса распятого и воскресшего, и исповедуешь с верой: Господь мой и Бог мой!
Бог всегда милосерден. Он также милостив к человеку, испытывающему сомнения в вере.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła. Перевод с польского — Наталья Килина. По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове