ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис Нав 24, 1-2a. 15-17. 18b
Чтение книги Иисуса Навина.
В те дни: 1 И собрал Иисус все колена Израилевы в Сихем, и призвал старейшин Израиля, и начальников его, и судей его, и надзирателей его, и предстали пред Господа Бога. 2 И сказал Иисус всему народу: 15 если не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живёте; а я и дом мой будем служить Господу. 16 И отвечал народ и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам! 17 Ибо Господь — Бог наш, Он вывел нас и отцов наших из земли Египетской, из дома рабства, и делал пред глазами нашими великие знамения, и хранил нас на всём пути, по которому мы шли, и среди всех народов, чрез которые мы проходили. 18 Посему и мы будем служить Господу, ибо Он Бог наш.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 34
Припев: Вкусите и увидите благости Господни.
2 Благословлю Господа во всякое время;*
хвала Ему непрестанно в устах моих.
3 Господом будет хвалиться душа моя;*
услышат кроткие и возвеселятся.
16 Очи Господни обращены на праведников,
и уши Его – к воплю их.
17 Но лицо Господне против делающих зло,
чтобы истребить с земли память о них.
18 Взывают, и Господь слышит,
и от всех скорбей их избавляет их.
19 Близок Господь к сокрушенным сердцем
и смиренных духом спасет.
20 Много скорбей у праведного,
и от всех их избавит его Господь.
21 Он хранит все кости его;
ни одна из них не сокрушится.
22 Убьет грешника зло,
и ненавидящие праведного погибнут.
23 Избавит Господь душу рабов Своих,
и никто из уповающих на Него не погибнет.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Еф 5, 21 – 32
Чтение Послания святого Апостола Павла к Ефесянам.
Братья: 21 Повинуйтесь друг другу в страхе Божием. 22 Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; 23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. 24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. 25 Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, 26 чтобы освятить её, очистив омовением водным, посредством слова; 27 чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. 28 Так должны мужья любить своих жён, как свои тела; любящий свою жену любит самого себя. 29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь; 30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. 31 Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. 32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
ЕВАНГЕЛИЕ Ин 6, 60-69
Аллилуйя аллилуйя, аллилуйя.
Слова Твои, Господи, суть дух и жизнь;*
Ты имеешь глаголы вечной жизни.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Чтение святого Евангелия от Иоанна.
В то время:
60 Многие из учеников Иисуса говорили: какие странные слова! кто может это слушать? 61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? 62 Что же, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? 63 Дух животворит; плоть не приносит никакой пользы. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. 64 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. 65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. 67 Тогда Иисус сказал Двенадцати: не хотите ли и вы отойти? 68 Симон Пётр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. 69 И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого.
Каждый из нас проходит в своей жизни испытания веры. Это неизбежный опыт, который, хотя часто бывает болезненным, приносит благословенные плоды. Ибо нам даны испытания не для того, чтобы доказать нашу слабость, но для того, чтобы укрепить нашу веру и наши отношения с Тем, Кто поистине Могущественен. К сожалению, не все проходят успешно этот тест. Есть те, кто, столкнувшись с проблемами и требованиями, установленными Богом, говорят «НЕТ» и уходят. Бог никого ни к чему не принуждает. Потому что отношения с кем-то другим невозможно построить на порабощении. Бог дает каждому человеку свободу. Поэтому сегодня в Евангелии мы слышим, что многие из учеников Иисуса отошли от Него и больше не ходили с Ним (ср. Ин 6,66). Почему? — Их возмутила речь Иисуса, они не поняли Его слов. Столкнувшись с Его трудной речью, они не могли полностью доверять Ему. Почему они не поняли слов Господа? — Потому что не верили. Иисус не остановил никого из них. Напротив, тем, кто остался, Он задал вопрос: «Не хотите ли и вы отойти?» (Ин 6,67).
Этот вопрос дает пищу для размышлений. Он предполагает, что у каждого из нас может быть такое желание, и каждый может последовать за ним. Бог дает нам свободу. Но прежде чем принимать такое решение, стоит подумать, есть ли нам куда идти.
После тяжелых жизненных испытаний многие люди отказываются от веры и покидают Церковь. Это их выбор, который они делают. Возможно, они чувствуют себя разочарованными, не услышанными Богом. Бывают разные обстоятельства. Но одно следует сказать с уверенностью: если они принимают такое решение, значит, они не познали истинного Бога. Если они отказываются от своей веры, это означает, что они не открыли в Иисусе Того, Кто любит своих до такой степени, что отдал Свою жизнь за них. Вера — это дар Божий, и она ведет к познанию и пониманию Божьих истин. Поэтому святой Павел советовал Тимофею: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван» (1 Тим 6,12).
Иисус не смягчал требований к тем, кто остался с ним, потому что жизнь по Евангелию не знает компромиссов. Все, что Он ожидал, — это доверия Ему и принятия призыва следовать за Ним до конца. Мы часто не понимаем, почему Бог требует от нас отречений, жертв, почему Он меняет наши планы, которые в принципе хороши. Его слова, содержащиеся в Евангелии, сегодня также могут быть непонятны для нас. Но нужно помнить истину: на нашем пути веры мы способны увидеть только на один шаг впереди, а Бог видит его конец. Мы видим тяжелый труд настоящего момента, а Бог видит плод всей жизни: вечность в Его присутствии. На этом пути Иисус с нами, Он идет впереди нас, Он ведет нас (ср. Мф 28,20; Евр 12,2). Его слова не пустые и не чрезмерные. Иисус тоже пережил все то, что мы переживаем. Он не требует от нас нереальных вещей. Вот почему стоит доверять Ему. Если мы последуем за Ним и встанем на путь верности Слову Божьему, придет время, когда мы увидим плоды нашего выбора. Апостолы также не поняли слов Иисуса, который сказал: «Если не будете есть плоть Сына Человеческого и пить кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ибо плоть Моя истинно есть пища и кровь Моя истинно есть питье» (Ин 6,53.55). Однако они остались с Ним, потому что знали, что только Он имеет глаголы вечной жизни, и после Его воскресения и сошествия Святого Духа они постигли учение Бога. Знание приходит как плод веры и постоянства.
Просим сегодня Святого Духа укрепить нашу веру, чтобы во времена проб и испытаний мы могли крепко держаться за Иисуса. И когда мы не будем понимать действия Бога, воззовем к Нему словами святого Петра: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин 6,68).
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове