ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Сир 3, 17-18. 20. 28-29
Чтение книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова.
17 Сын мой! веди дела твои с кротостью,
и будешь любим богоугодным человеком.
18 Сколько ты велик, столько смиряйся,
и найдёшь благодать у Господа.
20 Ибо велико могущество Господа,
и Он смиренными прославляется.
28 Испытания не служат врачевством для гордого,
потому что злое растение укоренилось в нём.
29 Сердце разумного обдумает притчу,
и внимательное ухо есть желание мудрого.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 68
Припев: Бога прославляйте, Он защитник бедных.
4 А праведники да возвеселятся,†
да возрадуются перед Богом*
и восторжествуют в радости.
5 Пойте Богу нашему, пойте имени Его,*
имя Ему: Господь.
6 Отец сирот и судья вдов*
Бог во святом Своём жилище.
7 Бог одиноких вводит в дом,*
освобождает узников от оков.
10 Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твоё,*
и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его.
11 Народ Твой обитал там;†
по благости Твоей, Боже,*
Ты готовил необходимое для бедного.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Евр 12, 18-19. 22-24a
Чтение Послания к Евреям.
Братья:
18 Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, 19 не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово. 22 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, 23 к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, 24 и к ходатаю нового завета Иисусу.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 14, 1. 7-14
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Возьмите иго Моё на себя,*
и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем.
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
+Чтение святого Евангелия от Луки.
В то время:
1 Случилось Иисусу в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.
7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: 8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, 9 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. 10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою. 11 Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
12 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. 13 Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, 14 и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.
Рецепт счастья? У каждого из нас он свой. У нас разные представления о счастье. В свою очередь несчастье почти всегда является признаком неправильного истолкования жизни (Анри де Монтерлан). Если кто-то считает себя несчастным, будучи бедным, униженным или малозначительным, то Иисус сегодня уверяет нас в том, что счастье обеспечено: «воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк 14,14). Почему только в будущем? Разве мы не имеем права быть счастливыми здесь, на земле? Конечно, имеем. Иисус евангелически определяет счастье. К нему ведет безвозмездное даяние, осознание всеобщего братства между всеми людьми и, наконец, «веди дела твои с кротостью» (ср. Сир 3,17), что также выражается в том, чтобы занимать последнее место.
Мы очень чувствительны к оценке и взаимной отдаче от людей, по отношению к которым проявляем наши щедрые жесты. А Иисус говорит, чтобы мы не рассчитывали на это, когда выбираем себе друзей. Бывает, что мы действуем среди людей, где уместно приглашать ту или иную важную персону, подружиться, познакомиться с отличной компанией. Однако Иисус учит другому подходу. Сам Он бывал во многих обществах — то есть там, куда Его приглашали. Он не разделял людей и нас учит этому. Нужно спросить себя: можем ли мы принять приглашение от бедных людей, а может быть, даже от маргиналов, о которых говорят: к ним не стоит ходить! И конечно, можем ли мы приглашать таких людей к себе домой? Возможно, они не смогут себя вести достойно, разорвут новый ковер, будут говорить о нашем имуществе при посторонних и т. д.
Христианин – это человек, для которого учение Иисуса является основным толкованием жизни. Он не презирал маргиналов общества. А ты? Все, что у тебя есть и кем ты являешься, ты получил от Бога: «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? Аесли получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор 4,7). Ведь каждый из нас мог родиться совсем в другом месте, в другой геополитической или социальной ситуации. И все же я там, где я есть, и мне есть за что благодарить Господа. Я всегда могу оказаться в невыгодном положении и считать это несчастьем. И все же «несчастье почти всегда является признаком неправильного истолкования жизни».
Занятие последнего места на пиру — это не просто обычный урок умения жить. Конечно, Иисус не имел в виду вежливое поведение. А что, если не попросят нас «пересядь выше»? Это практический урок для развития в себе такого отношения, как смирение. Нам нужна эта добродетель не только для того, чтобы мы могли лучше жить с людьми и люди с нами. Смирение требуется, чтобы признать необходимость Бога в своей жизни. Смирение также позволяет нам принять новую форму религиозности, которую приносит Иисус Христос. Не все евреи были в состоянии признать, что Его кровь говорила сильнее, чем кровь Авеля (Евр 12,24). Так что больше нет необходимости в жертвоприношениях животных. Храмовое поклонение принимает новую форму. Для нас, современных христиан, это означает большее понимание того, что мы не можем заслужить спасение своими делами, но что оно должно быть принято как дар. Чем больше ты сделал добрых дел, чем больше ты заслужил своей жертвой, тем больше смиряйся, и обретешь благодать у Господа (Сир 3,18).
Почести, полученные от людей, не могут удовлетворить твою жажду счастья. Потому что ты найдешь счастье в Боге независимо от того, что происходит с тобой в жизни. Вот почему нужно избегать гордыни и заботиться о кротости, то есть о смирении себя. «Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен» (Притчи 16,20). Разве можно быть счастливым, живя так? Стоит «попробовать» это Евангелие, чтобы узнать об этом.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове