Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

DSC_0493-min

Таинство Евхаристии

СВЯТЕЙШАЯ ЕВХАРИСТИЯ – ИСТОЧНИК И ВЕРШИНА ВСЕЙ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ

Святейшая Евхаристия является Таинством Таинств.

Таинство Евхаристии установил наш Спаситель, Иисус Христос, на Тайной Вечере. Он, взяв хлеб, сказал: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся». Также взял чашу с вином и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас прольется». Таким образом увековечил Свою Жертву на Кресте. Установление Евхаристии празднуется в Великий Четверг – вечером, накануне Страстной Пятницы.

Церковь призывает нас оказывать высочайшие почести Святейшей Евхаристии, принимать активное участие в совершении этого величайшего Таинства, с крайним благоговением и часто принимать это Таинство и проявлять глубочайшее преклонение перед ним.

Неисчерпаемое богатство этого таинства выражено в различных названиях, которые Ему даются:

  • Евхаристия (из греческого: благодарение) – потому, что она есть благодарение Богу.
  • Вечеря (Трапеза) Господня – потому, что она обозначает Тайную Вечерю и брачную вечерю Агнца в Небесном Иерусалиме.
  • Преломление Хлеба – потому, что Христос, как Хозяин застолья во время Тайной (Последней) Вечери, благословлял, преломлял и раздавал хлеб апостолам.
  • Евхаристическое собрание – потому, что Евхаристия совершается в собрании верующих — видимом выражении Церкви.
  • Воспоминание – Страстей и Воскресения Христа.
  • Святая Жертва – потому, что актуализирует единую жертву Христа Спасителя и включает в неё жертву Церкви.
  • Святая и Божественная Литургия – потому, что вся церковная литургия в ней обретает свой центр и выражение.
  • Пресвятое Таинство – потому, что она есть Таинство таинств. Этим именем называются также Святые Дары, хранящиеся в дарохранительнице.
  • Святое Причастие – потому, что через это Таинство мы соединяемся со Христом, Который делает нас причастниками Своего Тела и Своей Крови.
  • Святая Месса – потому, что Её совершение заканчивается тем, что верующие посылаются с миссией исполнения воли Божьей в их повседневной жизни.

СОВЕРШЕНИЕ ЕВХАРИСТИИ

Совершение Евхаристии — это действие Самого Христа и Церкви, в котором Иисус Христос посредством служения священника приносит Самого Себя в жертву Богу Отцу, воистину, реально и существенно присутствуя под видом хлеба и вина, а верным, соединённым с Ним в Его Жертве, отдаёт Себя как духовную пищу.

В евхаристическом Собрании Народ Божий – как клирики, так и миряне – объединяются, участвуя в нём каждый по-своему, в зависимости от сана и литургических обязанностей. При совершении Евхаристии диаконам и мирянам не разрешается произносить молитвы – особенно Евхаристическую молитву – или производить действия, свойственные священнику, совершающему Евхаристию.

Служитель Святейшей Евхаристии

Служителем, способным от лица Христа совершать Таинство Евхаристии, является лишь священник, рукоположенный действительным образом, которому не препятствует в этом церковное право.

Если польза верующих не требует иного, священники могут совершать Евхаристию совместно.

Священнику не разрешается совершать Евхаристию более одного раза в день. При нехватке священников местный епископ по уважительной причине может разрешить священникам совершать Евхаристию дважды в день, а при наличии пастырской необходимости – даже трижды, в воскресные дни и по предписанным праздникам.

Католическим священникам запрещено совместно совершать Евхаристию со священниками или служителями церквей или церковных общин, не находящихся в полном общении с Католической Церковью.

Раздавать Святое Причастие может епископ, священник или диакон. В отдельных случаях (напр.: большое количество причащающихся) чрезвычайным служителем Святого Причастия может быть назначен аколит (помощник священника) или другой верующий.

Участие в Святейшей Евхаристии

Господь обращается к нам с настоящим приглашением принимать Его в Таинстве Евхаристии: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин 5,35), поэтому всякий крещёный, которому не препятствует право, может и должен быть допущен к Святому Причастию.

Чтобы Святое Причастие можно было преподать детям, от них требуется достаточная осведомлённость и тщательная подготовка, дабы они сообразно своим способностям к пониманию постигли тайну Христа и могли с верою и благоговением вкусить Тела Христова. Первоочередная обязанность родителей и тех, кто их заменяет, а также приходского настоятеля — заботиться о том, чтобы дети, достигшие способности к здравому суждению (около десятого года жизни), получали должную подготовку и как можно скорее вкусили эту Божественную пищу, предварительно исповедавшись.

К Святому Причастию не следует допускать лиц, отлучённых от Церкви, равно как и других лиц, упрямо пребывающих в явном тяжком грехе.

Тот, кто сознаёт за собой тяжкий грех (тяжкие грехи), должен сначала принять таинство исповеди прежде, чем приступить к Причастию.

Тот, кто уже один раз принял Святейшую Евхаристию, может в тот же день принять Её второй раз, но только во время Святой Мессы, в которой он сам участвует от начала до конца.

Самым настоятельным образом рекомендуется, чтобы верные принимали Святое Причастие во время совершения Евхаристии. Однако тем, кто по уважительной причине попросит об этом, следует преподать это Таинство вне Мессы, соблюдая литургические обряды.

Тому, кто намеревается принять Святейшую Евхаристию, следует хотя бы в течение одного часа перед Святым Причастием воздерживаться от любой пищи и питья, за исключением лишь воды и необходимых лекарств. Лица пожилого возраста и страдающие какой-либо болезнью, равно как и те, кто за ними ухаживает, могут приступать к Святейшей Евхаристии даже в том случае, если они принимали какую-либо пищу в течение предыдущего часа.

Согласно церковной заповеди верующие обязаны в воскресные и праздничные дни участвовать в Святой Мессе. Что касается Святого Причастия, верующие обязаны причащаться, по крайней мере, раз в год – если возможно, в Пасхальное время и с предварительным приготовлением – через таинство исповеди. Но Церковь очень рекомендует верующим принимать Святую Евхаристию более часто, особенно в воскресные и праздничные дни и даже каждый день. Тот, кто без уважительной причины пропускает воскресную или праздничную Святую Мессу, совершает тяжкий грех. Против церковной заповеди грешит и тот, кто уже больше года не принимал таинство исповеди и приступает к Святому Причастию.

         Верные Христу, которым по какой-либо причине грозит смерть, должны укрепляться Святым Причастием в виде Напутствия. Это не следует откладывать на слишком поздний срок. Священникам и тем, кто ухаживает за больными и пожилыми людьми надлежит старательно следить за тем, чтобы они укреплялись Святым Причастием, находясь ещё в полном сознании.

Верующие могут участвовать в Евхаристическом Жертвоприношении и принимать Святое Причастие в любом католическом обряде. Тем верным, которые физически или морально не могут обратиться к католическому служителю, позволяется принимать Таинство Евхаристии в некатолической церкви, в которой Таинство Евхаристии существует действительным образом.

Плоды Святого Причастия

Причастие укрепляет наше единство со Христом. Господь говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во мне, и Я в нём» (Ин 6,56).

Причастие хранит нас от греха. Предавая Себя нам, Христос оживляет нашу любовь, и эта любовь устраняет лёгкие грехи и охраняет нас от смертных грехов. Евхаристия не имеет целью прощение смертных грехов – это принадлежит таинству исповеди, но чем больше мы углубляем дружбу с Христом, тем меньше мы склонны к их совершению.

Евхаристия создаёт Церковь и является основой единства христиан. «Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор 10, 16-17).

Евхаристия налагает обязанности в отношении бедных. Чтобы принимать в истине Тело и Кровь Христа, преданного за нас, надо узнать Его в самых бедных, согласно Его словам: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (см. Мф 25).

Евхаристия – залог вечной жизни. Господь говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6,54).

Литургическое совершение Евхаристии

Совершение Евхаристии происходит в следующем порядке: Собрание верующих, Вступительный обряд, Литургия Слова, Приношение даров, Евхаристическая молитва, Причащение, Заключительный обряд.

Для Евхаристического Жертвоприношения используется чисто пшеничный хлеб, согласно древней традицией латинской Церкви – пресный, и натуральное виноградное вино.

С самого начала существования Церкви вместе с хлебом и вином для Евхаристии христиане приносят и другие дары, чтобы разделить их с теми, кто нуждается. Собранные денежные пожертвования используются также для содержания храма, для нужд самой литургии или прихода.

Святое Причастие наиболее полным образом реализует своё значение знамения, когда преподаётся в двух видах. Всё-таки причащение только под одним видом – хлеба, как это часто принято в латинском обряде, никак не препятствует полностью получить плод благодати Евхаристии, поскольку Христос полностью присутствует в каждом из Евхаристических видов. В особых случаях (напр., больным целиакией, которые не могут принимать пищу, содержащую клейковину) Святое Причастие можно преподавать только под видом вина.

Евхаристическое богослужение следует совершать на латинском языке или на каком-либо другом языке, если литургические тексты были законным образом утверждены.

Время и место совершения Евхаристии

Евхаристическая Жертва и Причащение могут совершаться в любой день и в любое время суток, учитывая исключения согласно литургическим нормам. Например: Святая Месса не совершается в Страстную Пятницу, Литургия «Навечерия Пасхи» должна начинаться после заката солнца и заканчиваться до восхода солнца…

Евхаристическое жертвоприношение следует совершать в священном месте – в храме или часовне, если только в особом случае необходимость не продиктует иного; в этом случае Евхаристия должна совершаться в достойном месте.

Евхаристическое жертвоприношение следует совершать на освящённом или благословленном алтаре; вне священного места может использоваться и подходящий стол, но всегда должны сохраняться напрестольный покров и корпорал (белый плат, на который ставится чаша и другие литургические сосуды).

ХРАНЕНИЕ И ПОЧИТАНИЕ СВЯТЕЙШЕЙ ЕВХАРИСТИИ

Святейшая Евхаристия должна храниться в кафедральном соборе, а также во всякой приходской церкви, равно как и в церкви или молитвенном помещении монастырской обители. Она может храниться в часовне Епископа; с его разрешения также в других церквях, молитвенных помещениях и часовнях.

В священных местах, где хранится Святейшая Евхаристия, всегда должен быть тот, кому надлежит о Ней заботиться, а священнику следует по мере возможности служить там Мессу хотя бы дважды в месяц.

Никому не позволяется удерживать при себе Святейшую Евхаристию или брать Её с собой в путь, если только это не будет продиктовано настоятельной пастырской необходимостью; при этом следует соблюдать предписания местного Епископа.

Если к тому нет серьёзного препятствия, то церковь, в которой хранится Святейшая Евхаристия, должна быть ежедневно хотя бы в течение нескольких часов открыта для верующих, чтобы они могли предаваться молитве перед Святыми Дарами.

Дарохранительницу, в которой хранится Святейшая Евхаристия, надлежит помещать в особой части церкви или молитвенного помещения: достойной, заметной, отделанной украшениями и подходящей для молитвы. Она должна быть неподвижно закреплённой, изготовленной из прочного непрозрачного материала и закрытой таким образом, чтобы как можно надёжнее избежать опасности осквернения. Тому, кто заботится о церкви или молитвенном помещении, нужно следить за тем, чтобы ключ от дарохранительницы, в которой хранится Святейшая Евхаристия, сберегался самым тщательным образом.

Перед дарохранительницей, в которой хранится Святейшая Евхаристия, должна постоянно светиться особая лампада, знаменующая и чтящая присутствие Христа.

Хранение Святейшей Евхаристии в дарохранительнице первоначально предназначалось для того, чтобы Её можно было отнести больным и отсутствующим на богослужении. Церковь, благодаря глубокой вере в реальное присутствие Христа в Евхаристии, осознала также смысл молчаливого поклонения Господу, присутствующему в Святых Дарах (адорация).

В тех церквях или молитвенных помещениях, которым позволено хранить Святейшую Евхаристию, можно совершать выставление Святых Даров, чтобы местная община глубже размышляла о Евхаристической тайне и усерднее воздавала Ей поклонение. Если это возможно, то для публичного свидетельства почитания Святейшей Евхаристии – особенно в торжество Тела и Крови Христовых – следует устроить процессию, проходящую по улицам и дорогам.

О ДЕНЕЖНЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЯХ НА СОВЕРШЕНИЕ МЕССЫ

Согласно утверждённому обычаю Церкви, каждому священнику, совершающему Мессу, разрешается принимать денежные пожертвования для того, чтобы он отслужил Мессу по определённой интенции. (Интенция – намерение, по которому служится Святая Месса.)

Священник имеет полное право служить Мессу, как за живых, так и за усопших.

Верующие, приносящие пожертвования для того, чтобы Месса была совершена по их интенции, способствуют благу Церкви и благодаря этому пожертвованию участвуют в её заботе о содержании священнослужителей и учреждений.

Священник должен совершать отдельные Мессы по интенциям каждого из тех лиц, которыми было поднесено и от которых было принято пожертвование, пусть даже скромное.

Существует возможность совершения Святой Мессы и в совместном намерении. Верные, приносящие пожертвования на эти Мессы, соглашаются, что Месса будет совершена в совместном намерении всех жертвователей.

По воскресеньям и по обязательным праздникам настоятель прихода обязан служить Святую Мессу по интенции «за вверенный ему приход».

Если верующие хотят, чтобы священник отслужил Святую Мессу по их интенции в определённый ими день, рекомендуется договориться с ним об этом заранее. Присутствие на Святой Мессе самого лица, пожертвовавшего на Святую Мессу, желательно, но не обязательно. Сама интенция, по которой служится Святая Месса, может быть во время Мессы названа или остаться только в намерении священника.

Желание, чтобы священник отслужил Святую Мессу по определённой интенции, следует выразить такими словами (в устном или письменном виде), чтобы после них у священника не осталось сомнений по этому поводу. Слова «помолиться», «помянуть» и т.п. не считаются выражением такого желания.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости