ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Прем 9, 13-18
Чтение книги Премудрости Соломона.
13 Какой человек в состоянии познать совет Божий?
или кто может уразуметь, что угодно Господу?
14 Помышления смертных нетверды,
и мысли наши ошибочны,
15 ибо тленное тело отягощает душу,
и эта земная обитель подавляет многозаботливый ум.
16 Мы едва можем постигать и то, что на земле,
и с трудом понимаем то, что под руками,
а что на небесах – кто исследовал?
17 Волю же Твою кто познал бы,
если бы Ты не даровал премудрости
и не ниспослал свыше святого Твоего Духа?
18 И так исправились пути живущих на земле,
и люди научились тому, что угодно Тебе.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 90
Припев: Боже! Ты прибежище во веки веков.
4 Ты возвращаешь человека в тление *
и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, †
как день вчерашний, когда он прошел, *
и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они – как сон, *
как трава, которая утром вырастает,
утром цветет и зеленеет, *
вечером подсекается и засыхает.
12 Научи нас так счислять дни наши, *
чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? *
Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, *
и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, †
и в деле рук наших споспешествуй нам, *
в деле рук наших споспешествуй.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Флм 9b-10. 12-17
Чтение Послания святого Апостола Павла к Филимону.
Возлюбленный:
9 Я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа; 10 прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: 12 ты же прими его, как мое сердце. 13 Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; 14 но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно.
15 Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, 16 не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе.
17 Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 14, 25-33
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Осияй раба Твоего светом лица Твоего,*
и научи меня уставам Твоим
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
+Чтение святого Евангелия от Луки.
В то время:
25 С Иисусом шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: 26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником. 27 И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. 28 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, 29 дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, 30 говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?
31 Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? 32 Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. 33 Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
Сегодня слова, содержащиеся в Евангелии, призывают нас ответить на вопросы: что является самым важным в нашей жизни? За что мы могли бы отдать жизнь? Ради кого мы готовы пожертвовать ею? Какое место Иисус занимает в моей жизни?
Иисус Христос желает быть кем-то самым важным в нашей жизни. В жизни христианина Иисус является таковым. Мы можем сказать больше: Иисус превыше всего!
Когда Христос умер на кресте, Он показал нам, что для Него наиболее важен человек. Для Иисуса человек имеет ценность Его жизни. Моя жизнь имеет ценность Иисуса Христа, потому что Он умер за меня. Вот почему Христос желает, чтобы мы были Его учениками, следовали за Ним и принимали Его образ жизни, потому что мы достались Ему высокой ценой.
Христос устанавливает требования для подражания Ему. Это происходит даже ценой разочарования тех, кто обычно легко, но также поверхностно принимает решение следовать за Господом. Для Иисуса важно не количество учеников, а качество их веры и жизни. Может стоит, чтобы это отношение Иисуса стало способом действия в Церкви. Тогда бы мы перестали беспокоиться о сокращении призваний, уменьшении числа практикующих христиан.
Иисус устанавливает три требования, которые являются требованиями любви, и мы должны ответить на них свободно.
Первое отречение: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер…, тот не может быть Моим учеником» (Лк 14,26). Это не значит всецело любить Иисуса, пренебрегая другими, ненавидя наших близких, отвергая и презирая их. Речь идёт о том, чтобы любить Иисуса более других, с приверженностью.
Второе отречение: «И кто не возненавидит самой жизни своей…, не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк 14,26–27). Что значит возненавидеть свою жизнь? Это значит отказаться от эгоизма. Если мы эгоистично любим себя, мы не в состоянии пожертвовать чем-либо ради других, ради Бога, ради Иисуса Христа.
Третье отречение: «Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк 14,33). Дело не в том, чтобы избавиться от всего и ничего не иметь. Здесь говорится об умении использовать наши личные блага в служении братьям, о возможности делиться ними с другими людьми, быть свободными.
Это требования Иисуса, которые Он адресует тем, кто хочет следовать за Ним. Как и в примере со строительством башни или войной, необходимо оценить свои возможности. Но не будем бояться и не будем унывать. У святой Терезы Авильской был такой девиз: «Ничто тебя не тревожит, ничто тебя не пугает; все проходит, Бог не меняется; терпение получает все; у кого есть Бог, у того ни в чем нет недостатка. Хватает только Бога»
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове