ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 3 Цар (1 Reg) 17, 10-16
Чтение третьей книги Царств.
В те дни:
10 И встал пророк Илия, и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться. 11 И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои. 12 Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем. 13 И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после; 14 ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. 15 И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени. 16 Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 145
Припев: Хвали, моя душа, Господа Бога.
6 Вечно хранящего верность,*
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.*
Господь разрешает узников.
8 Господь отверзает очи слепым,*
Господь восставляет согбенных,
Господь любит праведных.*
9 Господь хранит пришельцев.
Поддерживает сироту и вдову,*
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать вовеки,*
Бог твой, Сион, в род и род.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Евр 9, 24-28
Чтение Послания к Евреям.
24 Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, 25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; 26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. 27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, 28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
ЕВАНГЕЛИЕ Мк 12, 38-44
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Блаженны нищие духом;*
ибо их есть Царство Небесное.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Чтение святого Евангелия от Марка.
В то время: 38 Иисус говорил народу в учении Своем:
Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, 39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, 40 сии, поедающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.
41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. 42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. 43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, 44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.
В сегодняшнем Евангелии наблюдается очевидный контраст. С одной стороны, видим множество богатых людей, которые бросали в сокровищницу много денег, с другой стороны, бедную вдову, положившую всего кодрант. Книжники, которые ходят в длинных одеждах, любят первые места в синагогах, почетные места, молятся напоказ и поедают дома вдов (буквально пожирают), и бедная вдова, которая приходит в храм. Иисус ставит её в пример, ту, которая, положив немного, отдала всё. Это парадокс Евангелия. Логика Бога абсолютно иная, чем логика этого мира!
Ситуация вдов в Израиле была сложной. Лишенные права на наследование, они часто не имели средств к существованию, поэтому подвергались презрению и эксплуатации. В Ветхом Завете, наряду с чужеземцами и сиротами, вдова не имела никаких прав в общине Израиля, зависела от милосердия и помощи других (см. Втор 10,18; 14,29, Пс 94,6; 146,9). Часто эти законы не соблюдались: «У тебя отца и мать злословят, пришельцу делают обиду среди тебя, сироту и вдову притесняют у тебя» (Иез 22,7). Ветхий Завет показывает Бога как того, кто заботится о бедном, сироте и вдове: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их» (Исх 22, 22–23).
Бедная вдова из сегодняшнего Евангелия положила две монеты, то есть один кодрант. Эти крошечные деньги по-гречески называются лептонами, что означает что-то очень мелкое, маленькое, тонкое. Лептон имел самую низкую ценность среди монет, которые были в обращении в то время. Два лептона равнялись одному кодранту (лат. quadrans). Это была небольшая римская монета стоимостью 1/64 динара. Один динар – это плата за один день работы наемного работника. Жертва этой женщины действительно была очень маленькой и скудной. Не получая помощи от могущественных и остальных людей, она полностью отдает свою жизнь Богу и безгранично Ему доверяет. Женщина верит, что Он позаботится о ней и окажет помощь.
В сегодняшних межличностных отношениях преобладает то, что есть. Мы поддерживаем отношения, контакты с богатыми влиятельными людьми. Родители стараются, чтобы дети имели пресловутое «всё». Они бросают в современные сокровищницы своего комфорта множество материальных вещей, деньги, телефоны, дорогую аппаратуру и т. д. Между тем мы нуждаемся в общине и любви, потому что никакие материальные блага не заменят этого. Как и в случае с бедной вдовой, пришедшей в храм, к Богу, где в «Женском дворе» находилось 13 сокровищниц в виде перевернутой воронки, выглядевшей как труба. Деньги, брошенные в них демонстративно, производили большой шум. Бедная вдова смиренно и тихо дарит Богу все, что у нее есть, полагая, что он и община не позволят ей умереть от голода. Ее отношение евангельское. Сам Иисус хвалит ее и представляет как пример бескорыстной любви, доверия Божьему провидению и милосердию. Ее вера и упование – это величайшее богатство. Она отдала свою жизнь в руки Бога, также как и Христос, обогативший нас своей нищетой и предавший себя в руки Отца на кресте, веря, что Он имеет власть воскрешать мертвых. Иисус не воспользовался возможностью, чтобы быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба (см. Флп 2, 5–11). Блаженны нищие духом, ибо им принадлежит Царство Небесное, которое не приобретается ни за какие деньги, но дается даром. Легко отдать из того, что имеем в избытке, но дать из того, что необходимо для жизни, без расчета, без сожаления, очень сложно. Это то, что больше всего имеет значение в глазах Бога, бескорыстный и искренний дар. Иисус дал нам пример этого, когда возлюбил нас до конца и дал нам Себя!
Сегодня, может быть, стоит спросить: что я могу дать моему ребенку, мужу, жене, другим людям, какой монетой я могу их обогатить? Кто-то сказал, что время – деньги, но в действительности время – это любовь! Наши близкие и другие люди более всего нуждаются в нас самих, в нашей любви, близости, в том, чтобы остановится возле сокровищницы их жизни и подарить им себя. Иисус учит нас сегодня: не жди того времени, когда будешь иметь много, но дай то, что имеешь сейчас! Мы ждем успеха, когда его достигнем, тогда мы поделимся с другими. Бедная вдова учит нас сегодня, что ничего не знача и почти ничем не обладая, можно дать очень много. Достаточно открытого, щедрого сердца. Моя любовь, проявленная по отношению к другим, – это и есть мизерная, маленькая лепта, которая меняет мир и делает его лучше. Бог не ожидает от нас успехов, но проявления любви и верности!
Жест бедной вдовы – это пророческий жест, знак для богатых, жаждущих власти и первых мест, знак Царства Божьего и обетования Иисуса: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф 5,3). Это Благая весть, заново переданная сегодня общине Церкви и всем ученикам Иисуса.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове