26 РЯДОВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Год А
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Иез 18, 25-28
Чтение книги пророка Иезекииля.
Так говорит Господь:,
25 Вы говорите: «неправ путь Господа!» Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? не ваши ли пути неправы? 26 Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал. 27 И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, – к жизни возвратит душу свою. 28 Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрет.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 25
Припев: Вспомни Твою щедрость, Господи Боже.
4 Укажи мне, Господи, пути Твои*
и научи меня стезям Твоим.
5 Направь меня на истину Твою и научи меня,†
ибо Ты Бог спасения моего;*
на Тебя надеюсь всякий день.
6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои,*
ибо они от века.
7 Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай;†
по милости Твоей вспомни меня Ты,*
ради благости Твоей, Господи!
8 Благ и праведен Господь,*
посему наставляет грешников на путь.
9 Направляет кротких к правде,*
и научает кротких путям Своим.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
Флп 2, 1-11
Чтение Послания святого Апостола Павла к Филиппийцам.
Братья:
1 Если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны. 3 Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. 4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. 5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе.
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 21, 28-32
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Овцы Мои слушаются голоса Моего, говорит Господь;*
и Я знаю их, и они идут за Мною.
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
+Чтение святого Евангелия от Матфея.
В то время: Иисус сказал первосвященникам и старейшинам:
28 А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: «сын! пойди, сегодня работай в винограднике моем». 29 Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошел. 30 И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь»; и не пошел. 31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие. 32 Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.
У кого из нас не было таких ситуаций, когда он действовал, не задумываясь, рефлекторно. Это происходит с нами в нашей повседневной жизни. Последствия бывают разные, иногда очень нежелательные. К сожалению, бывает, что мы не задумываемся в отношениях с другими и совершаем много ошибок. Это относится и к отношениям с Богом. Человек не встанет на путь обращения, изменения своей жизни, если не поразмыслит о себе и своих выборах. Об этом говорится в притче о двух сыновьях. Заметим, что каждый из сыновей отвечал отцу на его просьбу как-то машинально, мгновенно или необдуманно. Так, как это было принято до сих пор. Это может выражать некоторые характерные наклонности.
Однако вспомним в этом месте другую притчу, а именно о блудном сыне (Лк 15,11–32). Младший сын возвращается к отцу после раздумий, после размышлений о собственной судьбе. Так исполняется слово в Книге пророка Иезекииля: «Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрет» (Иез 18,28). В сегодняшнем Евангелии речь идет о втором сыне, который «раскаялся» и избрал путь веры. Это символизирует публичных грешников, людей, которые находятся на краю, не имеют большого социального значения и все же имеют чувство веры.
Иисус, в разговоре с иудеями, упрекает их в отсутствии веры и, следовательно, отсутствии обращения – отказ принятия крещения обращения от Иоанна Крестителя. Пример упомянутых выше обращенных людей не был для них привлекательным, не давал надежного свидетельства, потому что: «вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (букв. с греч. не испытывали сожаления).
Если человек не видит своего греха и не раскаивается в нем, он не покается, потому что не видит в этом необходимости. Бывает, что мы восхищаемся впечатляющими обращениями разных людей, иногда известных. Мы читаем об их жизни, о том, что с ними случилось, но не всегда это чтение отсылает нас к нашей собственной жизни и спрашивает о нашем собственном обращении. Много раз мы находим в Библии призыв к покаянию: «Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу» (Ос 14,3), и Он обратится к вам. Любое желание приблизиться к Богу благословляется Им. Но всегда каждому из нас, тебе и мне, принадлежит инициатива, первый шаг к Богу.
На самом деле, два сына «живут» в каждом из нас, в христианине, который все еще грешник. В наших сердцах постоянно взвешивается решение: идти радикально за Иисусом или оставаться на месте? Много раз мы принимаем замечательные решения. В моменты восторга мы заявляем о твердом решении следовать за Иисусом, ведь это звучит красиво, и евангельский радикализм так привлекателен. Но мирские заботы, заблуждения этого мира вырывают из нас эти решения, и мы не двигаемся с места. Но бывает и так, что мы не собираемся ничего в себе и вокруг себя менять: «каким ты меня, Господи Боже, сотворил, такой я и есть», мы не видим особого смысла в таких действиях. Что тогда? Как мобилизоваться? Размышление над жизнью Иисуса Христа представляет собой начальный пункт отправления. Слово Божье всегда будет направлять нас. Смирение себя, то есть смиренно встать перед тем, кто является Господом (ср. Флп 2,11) не только человеческих судеб, но и человечества – это способ обрести силу и мотивацию к обращению. Построение общины Церкви осуществляется путем обладания той же любовью, общим духом и теми же стремлениями (ср. Флп 2,2). Чтобы участвовать в таком деле, нужно отказаться от собственной славы, от борьбы за первое место. К таким отношениям мы обращаемся в основном всю жизнь. Иисус хотел к этому пригласить евреев, что было встречено отказом. Язычники, мытари, блудницы приняли призыв. А ты? Берешься ли ты за труд подражать Господу в Его смирении и послушании? Искреннее стремление к такой жизни – это шаг к тому, чтобы быть тем вторым сыном, который видит необходимость обращения и принимает его, потому что Иисус Христос того стоит.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского – Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове