ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Числ 11, 25-29
Чтение книги Чисел.
В те дни:
25 И сошёл Господь в облаке, и говорил с Моисеем, и взял от Духа, Который на нём, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали.
26 Двое из мужей оставались в стане; одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух (они были из числа записанных, только не выходили к скинии); и они пророчествовали в стане. 27 И прибежал отрок, и донёс Моисею, и сказал: Елдад и Модад пророчествуют в стане. 28 В ответ на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал ему: господин мой Моисей! запрети им. 29 Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 19
Припев: Заповеди Господа праведны и святы.
8 Закон Господа совершен,*
укрепляет душу;
откровение Господа верно,*
умудряет простых.
10 Страх Господень чист,*
пребывает вовек.
Суды Господни истина,*
все праведны.
12 И раб Твой охраняется ими,*
в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои?*
От тайных моих очисти меня.
14 И от умышленных удержи раба Твоего,*
чтобы не возобладали мною.
Тогда я буду непорочен*
и чист от великого развращения.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Иак 5, 1-6
Чтение Послания святого Апостола Иакова.
1 Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. 2 Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. 3 Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест вашу плоть, как огонь: вы собрали себе сокровища на последние дни. 4 Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет; и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. 5 Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. 6 Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.
ЕВАНГЕЛИЕ Мк 9, 38-43. 45. 47-48
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Слово Твое, Господи, есть истина*
освяти нас истиною Твоею.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Чтение святого Евангелия от Марка.
В то время:
38 Иоанн сказал Иисусу: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. 39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. 40 Ибо, кто не против вас, тот за вас. 41 И кто напоит вас чашею воды во имя Моё, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. 43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки её: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый. 45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки её: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый. 47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, 48 где червь их не умирает, и огонь не угасает.
Где-то я нашла поговорку: «В меню ревности только пустые калории». Ревность – один из смертных грехов, который способен разрушить хорошие отношения между людьми и привести к немалым страданиям сердца. Ревность приводит и к другим грехам, которые осуждает в своем послании святой Иаков. Речь идет о приобретении богатства за счет других: «Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» (Иак 5,5). В оригинальном тексте говорится прямо: «вы жили распутно». И такая жизнь состоит в том, чтобы угождать похотям тела, наполнять свое сердце «пустыми калориями». Чрезмерное накопление богатства без деления с другими, – это грех, который ослепляет человека и приносит внутреннюю пустоту.
Но также может возникнуть соблазн накапливать духовные блага и относиться к ним как к своей собственности. Моисей увидел подобное отношение в Иисусе Навине, который не мог понять того, что пророческий дух может охватить и тех, кто находится вне лагеря, вне круга, где присутствовал вождь (Числа 11,24-30). Мы видим ту же проблему в Евангелии. Иоанн категорически требует от Иисуса вмешательства в отношении людей, которые изгоняли злых духов во имя Иисуса, и не принадлежали к числу апостолов. Иисус объясняет на чем основано неправильное мышление. Сегодня случаются похожие ситуации. Есть группы в церкви или лидеры, которые считают, что у них есть патент на истину, на способы евангелизации, на ведение пастырской работы, и они полагают, что делают это лучше всего. Иисус учит нас, что нет экклезиального монолита, Церковь очень разнообразна и вместительна. Кроме того, Бог в своей деятельности не ограничивается структурами, институтами или формами поклонения. Он может делиться своей благодатью и своим Духом за пределами видимой структуры Церкви.
Можно вспомнить пример святого Павла, который продемонстрировал далеко идущую свободу по отношению к себе, когда допускал евангелизацию, мотивированную соперничеством: «Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (Флп 1,18). Он не считал себя единственным, лучшим проповедником, для него главным было проповедовать имя Иисуса, в котором есть спасение. Стоит изучить свое сердце и мотивы и спросить, нет ли в нас зависти к духовным благам и дарам, которыми обладают другие. Не слишком ли много думаем о себе. Иногда такое отношение может привести к великим грехам, являющимся поводом для скандала, о чем и предостерегает сегодняшнее слово. Христос осуждает грех безнравственности, который приводит к падению малых, то есть слабых в вере (Мк 9,42). Именно такому соблазнителю грозит опасность быть брошенным в геенну, которая стала популярным синонимом ада.
Жесткие слова Иисуса указывают на необходимость принятия радикальных решений, если человек хочет достичь вечной жизни. Трехкратное повторение: «если… соблазняет тебя» в греческом оригинале определяется словом: скандалИдзо, то есть «ведет к соблазну». В данном контексте упоминается рука, нога и глаз. Конечно, дело не в том, чтобы буквально изувечить тело. Примененный образ следует понимать как отказ от возможности согрешить, разрыв с грехом, оставление человека, который становится поводом для совершения греха. В нас живет тройная похоть, о которой скажет святой Иоанн: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, – не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин 2,16). Мир, то есть эта сфера, противоположная Богу, подчиненная сатане, манит нас своими искушениями, которые приводят к порабощению человека. Мы не можем притворяться, что свободны от этого. Мы должны следить за своим сердцем, побуждениями и, наконец, делами. Таинство покаяния и примирения является для нас, верующих, возможностью принять конкретное поведение, отвергающее грех.
Чем является этот «червь», который не умирает (Мк 9,48)? Это ссылка на личинки, развивающиеся в пище, в растениях, но также и в больном организме, вызывающие воспаление. Он прикоснулся к Иову: «Тело мое одето червями и пыльными струпьями» (Иов 7,5), и это случилось с царем Иродом Агриппой, гонителем первых христиан, который, как и его дед Ирод Великий, умер, «быв изъеден червями» (Деян 12,23). Следовательно, червь является символом наказания, пожирающего тело и душу, как огонь.
Сегодняшнее предупреждение, исходящее из Евангелия, не может быть единственной мотивацией избегать греха. Запугивание адом, которое до сих пор используют христиане, на самом деле не побуждает людей творить добро. Святой Павел дает нам добрый совет: «Ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим 8,13).
Пристальный взгляд на Иисуса Христа, уподобление Ему, созерцание Его Лика, – это наиболее подходящий путь, чтобы достичь счастья и жизни вечной: «будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере» (Кол 2,7).
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове