ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Прем 7, 7-11
Чтение книги Премудрости Соломона.
7 Я молился, и дарован мне разум;
я взывал, и сошёл на меня дух премудрости.
8 Я предпочёл её скипетрам и престолам,
и богатство почитал за ничто в сравнении с нею:
9 драгоценного камня я не сравнил с нею,
потому что перед нею всё золото – ничтожный песок,
а серебро – грязь в сравнении с нею.
10 Я полюбил её более здоровья и красоты,
и избрал её предпочтительно перед светом,
ибо свет её неугасим.
11 А вместе с нею пришли ко мне все блага
и несметное богатство через руки её.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 90
Припев: Господи, насыти нас милостью Твоею.
12 Научи нас так счислять дни наши,*
чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе?*
Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею,*
и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас,*
за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое*
и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас,†
и в деле рук наших споспешествуй нам,*
в деле рук наших споспешествуй.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Евр 4, 12-13
Чтение Послания к Евреям.
12 Cлово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. 13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.
ЕВАНГЕЛИЕ Мк 10, 17-30
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Блаженны нищие духом;*
ибо их есть Царство Небесное.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Чтение святого Евангелия от Марка.
В то время:
17 Когда выходил Иисус в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. 19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать. 20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей. 21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. 22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! 24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! 25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. 26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? 27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу.
28 И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. 29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, 30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.
В жизни мы сталкиваемся с различными препятствиями, которые мешают нам свободно и до конца следовать за Господом, откликнуться на Его приглашение. Одно из них, о котором говорится в сегодняшнем Евангелии, — это привязанность сердца к богатству. Богатство, материальные блага сами по себе неплохи, но они могут стать препятствием, если займут место Бога, став идолом, божком. Подобное произошло с богатым человеком из сегодняшнего Евангелия. Несмотря на праведную, благочестивую жизнь и соблюдение Божьих заповедей, он испытывает определенный голод, жаждет вечной жизни. Ибо сокровищем для человека является то, что пребывает в его сердце, мыслях, желаниях, ожиданиях (ср. Мф 6,21). Сила богатства настолько велика, что он не может все оставить, чтобы стать учеником Иисуса. Ибо отречение и милостыня — это лекарство и испытание в том, кого мы любим больше всего, потому что невозможно служить двум господам: Богу и Маммоне (Мф 6,24). Человек, отказавшийся от использования благ, может стремиться к утраченному благу, нести в своем сердце сожаление, ностальгию и печаль, как этот богатый молодой человек.
Итак, что во всем этом самое важное? Главное — взгляд…. Да, взгляд Иисуса. Мы слышим, что Иисус взглянул на него с любовью. Буквально: Иисус, взглянув на него, полюбил его. Иисуса что-то в нем восхитило, пленило. Поэтому Он пригласил его к доверительным отношениям, к общению с Ним и другими учениками. Иисус призвал его, чтобы он был Его учеником, сопровождал Его. Поэтому мы должны позволить Иисусу взглянуть на нас, чтобы мы могли открыть Его любовь. Это любовь Бога, которая всегда первая и опережающая, меняет нас, меняет наше сердце. Подумай, что именно сегодня Иисус смотрит на тебя с любовью. Он любит тебя вечной любовью со всей историей твоей жизни, с тем, кто ты есть и что ты имеешь, что ищешь, желаешь, к чему стремится твое сердце. Только опыт любви Иисуса позволяет изменить жизнь. Речь не идет о полном отказе от материальных благ, ибо лишь немногие приглашаются на такой путь жизни, например, как в случае мученической смерти. Речь идет о любви Иисуса к тебе, которая все превосходит, которая дороже всех богатств и благ этого мира, и о твоем ответе на эту любовь.
Сказанное Богу «нет» рождает печаль. Слово Божье сегодня задает нам вопросы. Может тебе сегодня грустно? Что является источником печали в твоем сердце? Господи, когда и как я отклонил твое приглашение? То, что я имею, служит только мне или тем, кто в этом нуждается? Господи, действительно ли я сопровождаю Тебя?
Святой Иоанн Павел II, размышляя об этом отрывке, сказал: «Молодой собеседник Христа отошел и отошел с печалью (ср. Мк 10,22). Почему с печалью? Может, он понимал, как много теряет. В самом деле. Он очень многое терял. Если бы он остался со Христом, как апостолы, он бы дождался дня Пасхи в Иерусалиме. Он дождался бы креста на Голгофе, но потом и воскресения. И сошествия Святого Духа. Он дождался бы этого чудесного преображения, которое апостолы испытали в день Пятидесятницы. Они стали новыми людьми. Они достигли внутренней силы истины и любви. Если бы этот молодой человек остался со Христом, узнал бы, что Он, Наставник и Учитель, «возлюбив Своих… до конца возлюбил их» (Ин 13,1). И именно через эту любовь до конца Он им «дал власть быть чадами Божиими» (ср. Ин 1,12). Они — люди. Обычные, слабые люди». (Обращение к молодежи, Вестерплатте, 1987 г.).
Завершим наши размышления словами из книги Притчей Соломоновых 30, 8–9. Пусть они станут нашей молитвой: «Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе».
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове