Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Мф 5, 8
колодец Иаковлев

Слово на 3-е воскресенье Великого (12.03.2023)

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Исх 17, 3-7

Чтение книги Исхода.

В те дни:

3 И жаждал народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши? 4 Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями. 5 И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди. 6 Вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских. 7 И нарек месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 95

Припев: Послушайте глас Господа: сердец не закрывайте.

1 Приидите, воспоем Господу,*

воскликнем Богу, твердыне спасения нашего.

2 Предстанем лицу Его со славословием,*

в песнях воскликнем Ему.

6 Приидите, поклонимся и припадем,*

преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего.

7 Ибо Он есть Бог наш,*

и мы – народ паствы Его и овцы руки Его.

О, если бы вы ныне послушали гласа Его:

8 «Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве,*

как в день искушения в пустыне,

9 где искушали Меня отцы ваши,*

испытывали Меня, и видели дело Мое».

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Рим 5, 1-2.5-8

Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам.

Братья:

1 Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией, 5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. 7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. 8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

ЕВАНГЕЛИЕ Ин 4, 5–42

Слава Тебе, Слово Божие.

Господи, Ты истинно Спаситель мира,*

дай мне живой воды, чтобы мне не иметь жажды.

Слава Тебе, Слово Божие.

+Чтение святого Евангелия от Иоанна.

В то время:

5 Иисус приходит в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

6 Там был колодец Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодца. Было около шестого часа. 7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. 8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. 9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. 10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. 11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок; откуда же у тебя вода живая? 12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец и сам из него пил, и дети его, и скот его? 13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, 14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. 15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. 17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. 19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. 20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. 21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. 22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. 23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. 24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. 25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. 26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чем говоришь с нею?» 28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: 29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? 30 Они вышли из города и пошли к Нему.

31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. 32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. 33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? 34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. 35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. 36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут. 37 Ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнет». 38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала 40 и потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. 41 И еще большее число уверовали по Его слову. 42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Человеческие желания – это та сила, которая толкает каждого к развитию, к движению вперед, к преодолению границ. Самарянка желала счастливой жизни, и она хотела добиться этого, утоляя жажду из многих источников («ибо у тебя было пять мужей…»). Почему мы так часто не можем правильно реализовать свои добрые желания? Возникает еще один вопрос об этом правильном пути. Когда мы хотим удовлетворить желания, основываясь только на наших собственных силах и идеях, мы игнорируем Бога. Мы не делаем Его партнером в жизни, не говоря уже о Господе. Тогда, как женщина из Самарии, мы должны со стыдом признать поражение. Она, желая избежать осуждающих взглядов горожан, приходила к колодцу в полдень. Тогда из-за жары там никого не было. Это не лучшее время, чтобы черпать воду. Иисус прекрасно знает человека. Он выходит нам навстречу в таких сферах жизни, которые нам хотелось бы скрыть, опустить. Вот почему Он ждал женщину. Вот почему Он ждет каждого из нас. В наше время мы не увидим Его так реально и близко, как женщина у колодца. Иисус оставил нам Церковь, в которой Он выходит к нам в своем Слове, в своих таинствах.

Сегодня именно там мы можем рассказать Ему о своих желаниях, честно поведать Ему о своей жизни и о том, от чего нам больно, что у нас не получается и приводит к постоянным провалам. Диалог с Иисусом в полдень — это открытие того, что больше всего нуждается в целительной силе Его Слова и принятии живой Воды. Живая вода в Библии является символом Святого Духа. Иисус желает послать Его не только Самарянке, но и всему человечеству, готовому ради ложных желаний нести на своих плечах огромные тяготы.

  «Человеческая жизнь — это исход из дома рабства в землю обетованную, из смерти в жизнь. В этом путешествии мы иногда испытываем тщетность и тяготы существования: бедность, одиночество, потерю смысла и надежды», — писал Иоанн Павел II (Проповедь во время Святой Мессы, Ватикан, 7 марта 1999 г.).

Такое состояние сопровождало народ Израиля, странствовавший в землю обетованную. Тяготы жизни в пустыне подвергли Бога испытанию, потому что они сомневались, действительно ли Он был среди них, ожидали знамения (Масса) и роптали на Моисея (Мерива). Бог ответил на жажду воды и позволил Моисею рискнуть своей властью – он извлек воду из скалы, ударив по ней своим посохом (Исх 17,6 и далее). Проблема нехватки воды в пустыне реальна, но то, как эта проблема переживается, может быть признаком заблудшего сердца: «Не ожесточите сердце ваше, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, 9где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дело Мое» (Псалом 94,8-9). Бог творит чудеса и в нашей жизни. Иногда это чудеса не такие впечатляющие, как вода, текущая из скалы, порой чудо — это наша внутренняя трансформация или способность переживать проблемы: «Проблемы существуют не для того, чтобы их решать. Проблемы для того, чтобы их пережить», — говорила Анна Каменская. Израиль вернулся к своему ропоту и вечным жалобам. Неверие в Бога было его главной проблемой.

 Самарянка вернулась в свой город, чтобы свидетельствовать о том, что она встретила Мессию. Она стала проповедницей, чьи желания были удовлетворены Иисусом. Потому что она поверила и доверила Ему свое желание: «Дай мне этой воды» (Ин 4,15).

Все наши самые сокровенные желания удовлетворяются благодаря Иисусу Христу. Ибо настал день, чтобы Его желание исполнилось, когда в шесть часов (то есть 12 часов в полдень) Он был распят на кресте, откуда выразил свое вечное: „Жажду” (Ин 19,28) и, склонив голову, испустил дух (Ин 19,30).

Господь ждет нас у колодца встречи в час, который пробьет для каждого из нас. Он может оторвать нас от всякой ложной любви, от безразличия и предрассудков, от сомнений и страха. Поэтому молись и проси Его расширить твое сердце, разжечь ожидание и дать имя желанию, которое внутри тебя. Молись, чтобы Он открыл путь для своего Святого Духа.

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского – Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости