Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Zapovedi-khristianstva-osnovany-na-glavnoj-tsennosti-ljubvi

Слово на 30 рядовое воскресенье

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Исх 22, 21–27

Чтение книги Исхода.

Так говорит Господь:

21 Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской. 22 Ни вдовы, ни сироты не притесняйте. 23 Если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их; 24 и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами.

25 Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. 26 Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее. 27 Ибо она есть единственный покров у него, она одеяние тела его: в чем будет он спать? Итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 18

Припев: Бога возлюблю я, Он моё спасенье.

2 Возлюблю Тебя, Господи,*

крепость моя!

3 Господь твердыня моя и прибежище моё,*

Избавитель мой.

Бог мой, – скала моя; на Него я уповаю;*

щит мой, рог спасения моего и убежище моё.

4 Призову достопоклоняемого Господа,*

и от врагов моих спасусь.

47 Жив Господь и благословен защитник мой!*

Да будет превознесён Бог спасения моего,

51 величественно спасающий царя*

и творящий милость помазаннику Своему.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Фес 1, 5с-10

Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.

Братья:

5 Вы знаете, каковы были мы для вас между вами. 6 И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго; 7 так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии. 8 Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать. 9 Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному 10 и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.

ЕВАНГЕЛИЕ Мф 22, 34-40

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё, говорит Господь;*

и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему.

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

+Чтение святого Евангелия от Матфея.

В то время:

34 Фарисеи, услышав, что Иисус привел саддукеев в молчание, собрались вместе. 35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: 36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь. 39 Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. 40 На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Любовь да будет непритворна (Рим 12,9). Этими словами апостол Павел призывает получателей своего Послания практиковать любовь в общине Церкви, братскую любовь, чистую и искреннюю. В современном мире мы рассматриваем любовь как главный принцип в человеческих отношениях, в том числе и социальных. Она является выражением нашей цивилизации и развития гуманизма, который во многом основан на ценностях, выработанных христианством.

Забота о другом человеке является основной формой любви. Так воспитывал Бог свой народ, давая ему законы, предписывающие заботиться о сиротах, вдовах, пришельцах (см. Исх 22,20-23). В Израиле эти законы соблюдались очень строго. Раввины учили: любить ближнего – это заповедь действовать, а не чувствовать, то есть в случае человека – заботиться о его нуждах, а в случае Бога – с усердием служить ему.

Любовь да будет непритворна. Любить Бога всем сердцем – это значит любить всеми склонностями своего сердца, а в нем есть стремления, как к добру, так и к злу (см. Втор 6,5). Таково еврейское толкование заповеди любви Бога. По отношению к Богу сердце не может быть разделено, поэтому нельзя подвергать сомнению несчастья, которые обрушиваются на мир, и отворачиваться от Бога, делая Его виновным в этом. Такое отношение разделяет наши сердца. Любить Бога всей душой – это значит посвятить любви Бога весь свой умственный потенциал, ибо «душа» означает обитель разума. Любить Бога всеми силами – евреи понимали: любить всеми доступными средствами, в том числе и денежными, любить всем, что «Божественное Провидение сочтет нужным уделить нам». Любовь к Богу связана с сыновним страхом, это не страх раба. Однако размышление о законе, данном Богом – это начало любви к Богу, которая рождается в человеке. Если нам трудно любить, давайте читать Библию, размышлять и медитировать. Таким образом, любовь будет излита в сердца наши Духом Святым, который был дан нам и который действует через Слово (ср. Рим 5,5).

Фарисеи хотели испытать Иисуса, проверить Его толкование закона, как проверяли каждого раввина. Иисус ответил так, как следовало ожидать: любовь к Богу – суть закона. Евреи среди множества предписаний и запретов (всего 613) часто терялись в их иерархии и забывали о сути закона. Иисус, как учитель с авторитетом и законодатель, дает две заповеди любви к Богу и ближнему вместе, как одну. В Торе они действуют отдельно.

Любовь да будет непритворна. Тогда люби другого человека даже без причины, не испытывай к нему ненависти. Радуйся его счастью, беспокойся о его печали, как говорит святой Павел: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим 12,15). Все принципы любви к другому человеку должны основываться на фундаменте: «Если нет «Я Бог», как основа для любви к ближнему, то тогда любовь не имеет прочной практической основы» (раввин Давид Гофман). Без этого фундамента рождаются идеологии, ведущие также к тоталитаризму, что наш мир уже испытал.

Поэтому давайте не будем заблуждаться о любви к ближнему. Мы никогда не сможем любить совершенно и полностью, потому что наша человеческая уязвимость мешает нам в этом. Иисус отдал жизнь за спасение каждого человека и тем самым показал нам, Его ученикам, что вершина любви – это посвящение своей жизни. Это возможно только для того, кто основывает свою любовь на фундаменте: Я Бог.

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского – Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости