Вот уже на протяжении почти полутора тысяч лет Церковь 25 марта (в этом году перенесено на 8 апреля) совершает празднование в честь Воплощения Сына Божия, как и в честь призвания Владычицы нашей Богородицы, познавшей через ангела Божию волю относительно Себя Самой. Благодаря Ее fiat («да будет») свершилось дело нашего Искупления.
Торжество Благовещения, как в глубокой древности, так и теперь, считается праздником Господним. Однако литургические чтения вспоминают о Пресвятой Богородице, а сам праздник на протяжении ряда веков рассматривался как Богородичный. В церковном Предании отмечено соответствие между Евой, матерью всех живущих и одновременно – причиной порожденного ее непослушанием греха, и Марией, Матерью искупленного человечества, приведшей в мир его Жизнь, Господа нашего Иисуса Христа.
Дата празднования – 25 марта – была установлена, отталкиваясь от даты Рождества. Кроме того, согласно древней традиции, день весеннего равноденствия связывался с сотворением мира, а также началом и завершением дела его Искупления: Воплощением, Смертью и Воскресением Господа. Евангелист Лука рассказывает о величайшем событии воплощения Бога в человеческое естество с подкупающей простотой: В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария (Лк 1,26-27).
В народном благочестии издавна запечатлелся образ Пресвятой Богородицы, в молитвенном сосредоточении принимающей посланного к ней Вестника: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Мария смутилась, услышав эти слова, однако Ее смущение не имело ничего общего с замешательством. Она, подобно всем евреям, уже в детстве получавшим религиозное образование, хорошо знала Священное Писание. Кроме того, Ее отличали недюжинная проницательность в делах духовных, ясный ум, глубочайшая вера, пламенная любовь и преизобильные дары Святого Духа. По этой причине Она тут же уловила суть миссии Божьего посланника, а в Ее сердце немедленно родилась готовность исполнить все требования Божии.
Со своей стороны, Ангел успокоил Ее и открыл Ей касающиеся Ее намерения Божии, иначе говоря, Ее призвание: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Благовещение открывает Марии Ее служение, Ее роль в мире, смысл Ее существования. Благовещение совершенным образом просветило Ее. Ее собственная жизнь была явлена Ей в новом свете. Ей удалось осознать Свое исключительное предназначение в истории человечества. Благодаря всему происшедшему, Мария была окончательно приобщена к тайне Христа.
Призвание – это не столько наш выбор, сколько выбор нас Богом. Мы распознаем его благодаря многим обстоятельствам, исследуя их верующим, чистым и правым сердцем. Совсем не обязательно, чтобы наше призвание или наша роль в осуществлении Божественных замыслов были столь масштабными и блестящими. Вполне достаточно уже того, что Бог пожелал нами воспользоваться, как и того, что Он ожидает от нас содействия.
Ответ Марии на призвание – fiat – звучит еще более решительно, чем простое «да». Он подразумевает всецелое предание себя Господу Богу: отныне и до конца жизни желать только того, чего хочет Он. Кульминацией прозвучавшего теперь fiat станет Голгофа: там, под крестом, Пресвятая Богородица вместе с Сыном принесет Свою последнюю жертву. «Да», которого Господь требует от каждого из нас – на пути его собственного призвания – звучит на протяжении всей жизни, проходит сквозь все события, большие и малые. С ним связаны и новые обращения к нам Бога, на которые всегда необходимо отвечать «да». Предыдущие обращения и предыдущие да подготавливают при этом последующие.
«Да», однажды сказанное Иисусу, не позволит нам быть слишком самоуверенными. Напротив, мы будем очень внимательны, чтобы не пропустить обращения к нам Господа, указующего путь избранным Своим. В нашем, продиктованном любовью ответе человеческая свободная воля и воля Божия пребывают в совершенной гармонии и составляют нерасторжимое единство. Каждому из нас следует наедине с Богом обсудить, что именно Он от нас хочет. Так помолимся же Пресвятой Богородице о прозрении в сущность собственного призвания, о даровании глубокого и искреннего стремления к этому. Помолимся и об излиянии света свыше, чтобы мы смогли откликнуться на каждый очередной, обращенный к нам Господом призыв. Пусть наш ответ Богу в любой ситуации звучит столь же решительно и бесповоротно, как ответ Марии в день Благовещения, ведь одно только призвание придает жизни смысл и определяет ее цель.
По материалам книги Ф. Карвахала «В общении с Богом»
Благовещение – дело семейное
Никто не будет спорить с тем, что Благовещение – большой праздник, имеющий статус торжества. Но его «величина» определяется не только статусом; Благовещение – праздник, протяженный во времени. А еще – это праздник семейных традиций.
На первый взгляд, мы вспоминаем «всего лишь» момент зачатия Иисуса Девой Марией. Однако церковный календарь помогает нам посмотреть на торжество Благовещения шире. Ведь праздники литургического года – отнюдь не отдельные точки на окружности, но последовательность событий, связанных друг с другом и немыслимых друг без друга.
Совсем недавно, 19 марта, мы праздновали торжество святого Иосифа – человека, имевшего все основания вздрагивать при слове «новости». После не самых радужных известий о беременности невесты Иосиф переживает собственное «благовещение»: во сне к нему приходит ангел и открывает божественный замысел о Марии и ее Ребенке. Иосиф узнает о том, что «родившееся в Ней есть от Духа Святого» не от священников или пророков, и даже не от Марии, а от посланца Бога Отца. Благая весть сообщается Отцом тому, кому предстоит стать земным отцом Иисуса. Мужской разговор. Мне видится большая мудрость церковной традиции в том, что торжество св. Иосифа, его «благовещение», предшествует Благовещению Марии. Иосиф-обручник – глава Семейства, как и положено мужчине. Слово – воплощенная Благая Весть – будет в безопасности, когда ее примут сильные и надежные мужские руки. Благовестник крепко стоит в правде и умеет защищать ее, прежде всего собственным примером.
Благовещение Марии отмечается 25 марта, почти неделю спустя. Это поистине «женский день», воспевающий все женские добродетели: открытость, искренность, смирение и одновременно – смелость. Мария, вообще, очень храбрая девушка: при виде ангела она не падает в обморок и не убегает с криком, а беседует, потом отправляется в путь, чтобы посетить Елизавету, выслушивает пугающие пророчества Симеона о том, что Ей пройдет душу меч. И, наконец, стоит под Крестом. Мария дает женщинам важный урок: не надо считать себя беспомощными или недостойными благовествования. Иисус – воплощенная Жизнь и воплощенная Любовь, а призвание женщины – давать любовь и жизнь многими, разными и совершенно неповторимыми способами. А значит, определенное самой природой призвание женщины – благовествовать!
С другой стороны, в житейском плане пресловутая «благая» весть обернулась для Иосифа и Марии одними неприятностями. Принимая волю Бога, оба они отдавали свою собственную жизнь в дар, более похожий на жертву. И прежде всего, конечно, Благовещение разрушало их планы на нормальную жизнь. Кто, если не Иосиф с Марией, праведные и чистые, заслуживали простого житейского счастья? Оба они – пример того, как пшеничное зерно, управ в землю, умирает, но дает много плода.
Так чего же ожидать от Иисуса, воспитанного такими родителями и единого с Отцом Небесным? Конечно, проповеди Благой Вести. Он из семейного опыта прекрасно знает, что принятие этой Вести, как и принятие любой истины, чревато трудностями и скорбями, поэтому так откровенен с учениками: блаженны плачущие, блаженны изгнанные за правду, блаженны нищие духом. И это Он называет «хорошей новостью»??? Принятие Благовестия, предупреждает Иисус, означает принятие Креста. «Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Быть благовестником воистину опасно для жизни.
«Благовещения» Иосифа и Марии в этом году вплотную подводят нас к началу Страстной недели. В событиях Страстей наконец завершается вся цепь благовествований, начавшаяся с явлений ангела и продолжившаяся проповедью Христа. Крестная смерть и погребение Иисуса необходимы для окончательной победы Евангелия – известия о Воскресении Иисуса.
Воскресение Христа – вот то, ради чего приняли весть Ангела Мария и Иосиф. Благовещение продолжается в благовестии: благовествуют жены-мироносицы, благовествуют апостолы, благовествует Церковь – семья детей Божиих. Давайте будем следовать этой прекрасной семейной традиции, заложенной супругами из Назарета и их Сыном: принимать Благую весть, не бояться сопряженных с нею трудностей и испытания, но главное – нести ее нашим ближним.
Анастасия Паламарчук
Источник: Сибирская католическая газета ©sib-catholic.ru