Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

zwiastowanie

Благовещение Господне. Торжество

Вот уже на протяжении почти полутора тысяч лет Церковь 25 марта (в этом году перенесено на 8 апреля) совершает празднование в честь Воплощения Сына Божия, как и в честь призвания Владычицы нашей Богородицы, познавшей через ангела Божию волю относительно Себя Самой. Благодаря Ее fiat («да будет») свершилось дело нашего Искупления.

Торжество Благовещения, как в глубокой древности, так и теперь, считается праздником Господним. Однако литургические чтения вспоминают о Пресвятой Богородице, а сам праздник на протяжении ряда веков рассматривался как Богородичный. В церковном Предании отмечено соответствие между Евой, матерью всех живущих и одновременно – причиной порожденного ее непослушанием греха, и Марией, Матерью искупленного человечества, приведшей в мир его Жизнь, Господа нашего Иисуса Христа.

Дата празднования – 25 марта – была установлена, отталкиваясь от даты Рождества. Кроме того, согласно древней традиции, день весеннего равноденствия связывался с сотворением мира, а также началом и завершением дела его Искупления: Воплощением, Смертью и Воскресением Господа. Евангелист Лука рассказывает о величайшем событии воплощения Бога в человеческое естество с подкупающей простотой: В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария (Лк 1,26-27).

В народном благочестии издавна запечатлелся образ Пресвятой Богородицы, в молитвенном сосредоточении принимающей посланного к ней Вестника: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Мария смутилась, услышав эти слова, однако Ее смущение не имело ничего общего с замешательством. Она, подобно всем евреям, уже в детстве получавшим религиозное образование, хорошо знала Священное Писание. Кроме того, Ее отличали недюжинная проницательность в делах духовных, ясный ум, глубочайшая вера, пламенная любовь и преизобильные дары Святого Духа. По этой причине Она тут же уловила суть миссии Божьего посланника, а в Ее сердце немедленно родилась готовность исполнить все требования Божии.
Со своей стороны, Ангел успокоил Ее и открыл Ей касающиеся Ее намерения Божии, иначе говоря, Ее призвание: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Благовещение открывает Марии Ее служение, Ее роль в мире, смысл Ее существования. Благовещение совершенным образом просветило Ее. Ее собственная жизнь была явлена Ей в новом свете. Ей удалось осознать Свое исключительное предназначение в истории человечества. Благодаря всему происшедшему, Мария была окончательно приобщена к тайне Христа.
Призвание – это не столько наш выбор, сколько выбор нас Богом. Мы распознаем его благодаря многим обстоятельствам, исследуя их верующим, чистым и правым сердцем. Совсем не обязательно, чтобы наше призвание или наша роль в осуществлении Божественных замыслов были столь масштабными и блестящими. Вполне достаточно уже того, что Бог пожелал нами воспользоваться, как и того, что Он ожидает от нас содействия.

Ответ Марии на призвание – fiat – звучит еще более решительно, чем простое «да». Он подразумевает всецелое предание себя Господу Богу: отныне и до конца жизни желать только того, чего хочет Он. Кульминацией прозвучавшего теперь fiat станет Голгофа: там, под крестом, Пресвятая Богородица вместе с Сыном принесет Свою последнюю жертву. «Да», которого Господь требует от каждого из нас – на пути его собственного призвания – звучит на протяжении всей жизни, проходит сквозь все события, большие и малые. С ним связаны и новые обращения к нам Бога, на которые всегда необходимо отвечать «да». Предыдущие обращения и предыдущие да подготавливают при этом последующие.

«Да», однажды сказанное Иисусу, не позволит нам быть слишком самоуверенными. Напротив, мы будем очень внимательны, чтобы не пропустить обращения к нам Господа, указующего путь избранным Своим. В нашем, продиктованном любовью ответе человеческая свободная воля и воля Божия пребывают в совершенной гармонии и составляют нерасторжимое единство. Каждому из нас следует наедине с Богом обсудить, что именно Он от нас хочет. Так помолимся же Пресвятой Богородице о прозрении в сущность собственного призвания, о даровании глубокого и искреннего стремления к этому. Помолимся и об излиянии света свыше, чтобы мы смогли откликнуться на каждый очередной, обращенный к нам Господом призыв. Пусть наш ответ Богу в любой ситуации звучит столь же решительно и бесповоротно, как ответ Марии в день Благовещения, ведь одно только призвание придает жизни смысл и определяет ее цель.

По материалам книги Ф. Карвахала «В общении с Богом»

Благовещение – дело семейное

Никто не будет спорить с тем, что Благовещение – большой праздник, имеющий статус торжества. Но его «величина» определяется не только статусом; Благовещение – праздник, протяженный во времени. А еще – это праздник семейных традиций.

На первый взгляд, мы вспоминаем «всего лишь» момент зачатия Иисуса Девой Марией. Однако церковный календарь помогает нам посмотреть на торжество Благовещения шире. Ведь праздники литургического года – отнюдь не отдельные точки на окружности, но последовательность событий, связанных друг с другом и немыслимых друг без друга.

Благовещение Господне. Торжество 1

Совсем недавно, 19 марта, мы праздновали торжество святого Иосифа – человека, имевшего все основания вздрагивать при слове «новости». После не самых радужных известий о беременности невесты Иосиф переживает собственное «благовещение»: во сне к нему приходит ангел и открывает божественный замысел о Марии и ее Ребенке. Иосиф узнает о том, что «родившееся в Ней есть от Духа Святого» не от священников или пророков, и даже не от Марии, а от посланца Бога Отца. Благая весть сообщается Отцом тому, кому предстоит стать земным отцом Иисуса. Мужской разговор. Мне видится большая мудрость церковной традиции в том, что торжество св. Иосифа, его «благовещение», предшествует Благовещению Марии. Иосиф-обручник – глава Семейства, как и положено мужчине. Слово – воплощенная Благая Весть – будет в безопасности, когда ее примут сильные и надежные мужские руки. Благовестник крепко стоит в правде и умеет защищать ее, прежде всего собственным примером.

Благовещение Марии отмечается 25 марта, почти неделю спустя. Это поистине «женский день», воспевающий все женские добродетели: открытость, искренность, смирение и одновременно – смелость. Мария, вообще, очень храбрая девушка: при виде ангела она не падает в обморок и не убегает с криком, а беседует, потом отправляется в путь, чтобы посетить Елизавету, выслушивает пугающие пророчества Симеона о том, что Ей пройдет душу меч. И, наконец, стоит под Крестом. Мария дает женщинам важный урок: не надо считать себя беспомощными или недостойными благовествования. Иисус – воплощенная Жизнь и воплощенная Любовь, а призвание женщины – давать любовь и жизнь многими, разными и совершенно неповторимыми способами. А значит, определенное самой природой призвание женщины – благовествовать!

С другой стороны, в житейском плане пресловутая «благая» весть обернулась для Иосифа и Марии одними неприятностями. Принимая волю Бога, оба они отдавали свою собственную жизнь в дар, более похожий на жертву. И прежде всего, конечно, Благовещение разрушало их планы на нормальную жизнь. Кто, если не Иосиф с Марией, праведные и чистые, заслуживали простого житейского счастья? Оба они – пример того, как пшеничное зерно, управ в землю, умирает, но дает много плода.

Так чего же ожидать от Иисуса, воспитанного такими родителями и единого с Отцом Небесным? Конечно, проповеди Благой Вести. Он из семейного опыта прекрасно знает, что принятие этой Вести, как и принятие любой истины, чревато трудностями и скорбями, поэтому так откровенен с учениками: блаженны плачущие, блаженны изгнанные за правду, блаженны нищие духом. И это Он называет «хорошей новостью»??? Принятие Благовестия, предупреждает Иисус, означает принятие Креста. «Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Быть благовестником воистину опасно для жизни.

«Благовещения» Иосифа и Марии в этом году вплотную подводят нас к началу Страстной недели. В событиях Страстей наконец завершается вся цепь благовествований, начавшаяся с явлений ангела и продолжившаяся проповедью Христа. Крестная смерть и погребение Иисуса необходимы для окончательной победы Евангелия – известия о Воскресении Иисуса.

Воскресение Христа – вот то, ради чего приняли весть Ангела Мария и Иосиф. Благовещение продолжается в благовестии: благовествуют жены-мироносицы, благовествуют апостолы, благовествует Церковь – семья детей Божиих. Давайте будем следовать этой прекрасной семейной традиции, заложенной супругами из Назарета и их Сыном: принимать Благую весть, не бояться сопряженных с нею трудностей и испытания, но главное – нести ее нашим ближним.

Анастасия Паламарчук

Источник: Сибирская католическая газета ©sib-catholic.ru

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости