Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

33 niedziela_Parable_of_talents

Слово на 33-е рядовое воскресенье

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Притч 31,10-13.19-20.30-31

Чтение книги Притчей Соломоновых.

10 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов. 11 Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка. 12 Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. 13 Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. 19 Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. 20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. 30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. 31 Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 128

Припев: Блажен человек, боящийся Бога.

1 Блажен всякий боящийся Господа,*

ходящий путями Его!

2 Ты будешь есть от трудов рук твоих:*

блажен ты, и благо тебе!

3 Жена твоя, как плодовитая лоза,*

в доме твоем;

сыновья твои, как масличные ветви,*

вокруг трапезы твоей.

4 Так благословится человек, боящийся Господа!*

5 Благословит тебя Господь с Сиона,

и увидишь благоденствие Иерусалима*

во все дни жизни твоей.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Фес 5, 1-6

Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.

1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия: 2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как вор ночью. 3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. 4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как вор. 5 Ибо все вы – сыны света и сыны дня: мы – не сыны ночи, ни тьмы. 6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.

ЕВАНГЕЛИЕ Мф 25, 14-30

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Пребудьте во Мне, и Я в вас, говорит Господь;*

кто пребывает во Мне, тот приносит много плода.

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

+Чтение святого Евангелия от Матфея.

В то время: Иисус сказал ученикам Своим следующую притчу:

14 Человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. 15 И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. 16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов. 17 Точно так же и получивший два таланта приобрел другие два. 18 Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. 19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. 20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. 21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. 23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, 25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. 26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; 27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью. 28 Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. 29 Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет. 30 А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

В преддверии предстоящего ухода из этого мира Иисус рассказывает ученикам притчу о талантах. Ее главными героями, как мы читаем в Евангелии, являются рабы вместе с их господином, который, отправляясь в далекое путешествие, доверил им свое имущество. Хотя он и не разделил его на три равные части в соответствии с указанным числом слуг, однако никого из них не обидел, так как каждый получил по его способностям. Задача рабов состояла не в том, чтобы хранить вверенное им богатство, а в том, чтобы использовать его для себя и для других. Два раба выполнили это поручение очень хорошо: умножили свою долю имущества вдвое, за что получили похвалу и награду от господина. Третий же раб из-за своей лени, праздности и плохом представлении о своем хозяине не предпринял никаких действий, сделав свою часть денег бесполезной. За это и постигло его наказание: господин отнял у него его часть имущества и велел выбросить его во тьму.

Почему Иисус рассказывает эту притчу в данный момент своей жизни и миссии? Григорий Великий, комментируя этот отрывок из Евангелия, говорит, что тот человек, который отправляется в другую страну – это сам Иисус, наш Искупитель. Он в этой принятой на себя плоти отошел на небо. Но прежде чем сделать это, он доверил своим рабам, то есть Церкви, свои дары. Когда же Он вернется как Воскресший Господь в конце времен, потребует отчет (Беседа 9,1).

Эта Церковь – мы, христиане, ученики Иисуса Христа. Каждый из нас получил от Господа дары, которые мы способны развить и приумножить. Количество не важно, так как и первый раб, которому было выделено 5 талантов, и второй, у которого было только 2, получили в качестве величайшего дара за свою верность участие в радости господина. Напротив, важно осознание ответственности за имеющиеся дары. Иоанн Златоуст говорил: «Под талантами здесь разумеется то, что находится во власти каждого, – или покровительство, или имение, или научение, или что-нибудь подобное. Поэтому никто не должен говорить: я имею один талант, и ничего не могу сделать… Потому-то Бог дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, чтобы все это употребляли мы для собственного нашего спасения и для пользы ближнего» (Беседы на Евангелие от Матфея 78,3).

Итак, сегодня мы призваны взглянуть на нашу жизнь и по-настоящему оценить нашу вовлеченность в творение добра, в развитие нашего человечества. Бог не ждет от нас успехов, только усилий верности. Возможно, делая добро, мы не один раз будем использованы, неправильно поняты, отвергнуты. Может быть, добро, сделанное нами, не будет замечено другими людьми. По-человечески может показаться, что вместо того, чтобы получать прибыль, мы будем только тратить силы, финансы, время. Но с точки зрения вечности эти потери будут нашей самой большой выгодой. Давайте не будем завидовать друг другу по поводу даров, которые не были даны нам. Не будем искать похвалы и признания среди людей. Вместо этого попробуем открыть радость бескорыстного служения другим, подражая тем самым Иисусу Христу, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20,28).

Предостережением нам пусть будет раб, который, хотя и не сделал ничего плохого, но не сделал и ничего хорошего. Лень, медлительность, пренебрежение заставляют нас терять время, которое Господь Бог дал нам, чтобы делать добро. Это уже невозможно наверстать. Но никогда не поздно начать все сначала. Нерсес Шнорали, католикос Армянской апостольской церкви и поэт, так подвел итог этой притче: «К Тебе, о, Спаситель моей души, я хочу с плачем вознести эти слова: «В моих руках еще лежит творение добра. Даруй мне благодать, чтобы благодаря этому таланту я еще мог тебе понравиться». И так услышу полный радости приговор как верный слуга: «Войди в дом мой Небесный, в радость Господа Твоего» (Нерсес Шнорали «Иисус, Единый Сын Отца»).

Пусть и мы во время встречи с Иисусом Христом услышим от него: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф 25,23)

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского – Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости