Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Христос исцеляющий бесноватого

Слово на 4 рядовое воскресенье

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Втор 18, 15-20

Чтение книги Второзакония.

Моисей сказал народу:

15 Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте; 16 так как ты просил у Господа, Бога твоего, при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа, Бога моего, и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть. 17 И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили; 18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; 19 а кто не послушает слов Моих, которые будет говорить Моим именем, с того Я взыщу. 20 Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 95

Припев: Послушайте глас Господа: сердец не закрывайте.

1 Приидите, воспоём Господу, *

воскликнем Богу, твердыне спасения нашего!

2 Предстанем лицу Его со славословием, *

в песнях воскликнем Ему.

6 Приидите, поклонимся, и припадём, *

преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего.

7 Ибо Он есть Бог наш, *

и мы – народ паствы Его и овцы руки Его.

О, если бы вы ныне послушали гласа Его: †

8 «Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, *

как в день искушения в пустыне,

9 где искушали Меня отцы ваши, *

испытывали Меня, и видели дело Моё».

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Кор 7, 32-35

Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.

Братья:

32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: 34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. 35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.

ЕВАНГЕЛИЕ Мк 1, 21-28

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Народ, сидящий во тьме, *

увидел свет великий, *

и сидящим в стране и тени смертной*

воссиял свет.

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Чтение святого Евангелия от Марка.

21 В Капернауме в субботу вошел Иисус в синагогу и учил. 22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. 23 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: 24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий. 25 Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. 26 Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. 27 И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? 28 И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.

В сегодняшнем Евангелии Иисус, Сын Божий, начинает Свое учение и совершает первое знамение. Этот отрывок представляет собой часть всей совокупности событий, которые мы можем озаглавить: «Один день Иисуса в Капернауме». Иисус входит в синагогу с первыми учениками, которых Он призвал. Синагога – это место молитвы и слушания Божьего слова. Изучение и разъяснение Божьего слова в субботу является чем-то нормальным и очевидным, но совершение экзорцизма – нет! Это послужит причиной озлобления книжников (Мк 3,2). Ибо в субботу нельзя работать, а таковым является изгнание злых духов (см. Лк 13, 14). Суббота – это день, посвященный Господу, и в этот день Иисус раскрывает свою силу и власть над злом и сатаной. Большое изумление вызывало у слушателей то, как учил Иисус. Мы слышим, что Он учил их, как тот, кто имеет власть, а не как книжники. Учителя Торы не избирались раввинами, поэтому они не могли вводить так называемые чиддушим – новые толкования, ни давать правовых суждений. Люди были шокированы тем, что Иисус учил их как раввин, а не как книжник. Греческое слово ekplessomai (быть пораженным) происходит от plesso, что означает ударять, поражать. Причиной удивления слушателей Иисуса является его непохожесть на других учителей. Его власть исходила непосредственно от Бога Отца (Дан 7,14; Мф 28, 18), вызывая изумление и восторг. Когда Он учит, вдруг с большой силой проявляется зло в личности одержимого нечистым духом, который раскрывает Его идентичность: «Знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий» (Мк 1, 24). Святость Иисуса разоблачает сопротивляющегося нечистого духа. Приказ Иисуса лишает сатану власти над человеком и освобождает его от его господства. Иисус не хочет, чтобы уже сейчас узнали Кто Он. Позже Петр исповедает: «Ты Христос» (Мк 8, 29). Личность Иисуса должна оставаться тайной, Он не хочет, чтобы Его провозгласили политическим освободителем Израиля. Это так называемая мессианская тайна.

Мы видим, что слово Иисуса имеет силу, оно действенно, становится фактом. В Книге Бытия мы слышим, как Бог силой слова создает мир: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт 1, 3; ср. 1, 6. 9. 11. 14 сл. 20. 24. 26 сл.). Бог говорит, и это происходит! В начале этой Книги (Быт 1, 2) мы слышим, что земля была безвидна и пуста (на иврите tohu bohu). Такое состояние разлада и пустоши может быть в сердце человека, одержимого злом и демоном – тогда он является человеком в нечистом духе. Проявляя власть над злым духом, Иисус совершает новое творение, побеждает тьму, этот беспорядок и пустошь.

Капернаум можно перевести как «селение утешения» или «самое прекрасное селение». «Кафар» с иврита переводится как «селение, село», «Наум» – «утешение» или «красота». Слово Иисуса приносит утешение, освобождение и восстанавливает утраченный образ ребенка Божьего, искаженный грехом и сатаной, возрождает достоинство и красоту Божью в человеке. Внутренний беспорядок и пустошь (tohu bohu) преобразует в свет и новую жизнь, гармонию и мир, вытекающие из Его воскресения. Мы слышим, что сатана, как рыкающий лев, вышел из одержимого с громким криком (ср. 1 Петр 5, 8)! Иисус Сын Божий на древе креста отдал свою жизнь из любви, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр 2, 14б). В нашем Капернауме, которым являются Евхаристия, Таинство Покаяния и Примирения, ежедневная молитва словом Божьим, мы испытываем и используем власть и силу Иисуса, заключающиеся в отпущении нам грехов, освобождении, спасении от зла, дьявола и страха смерти! Слушая Слово Божье, питаясь Телом Господним, подражая Иисусу в нашей повседневной жизни, мы становимся человеком в ином духе – Святом Духе, и нечистый дух не имеет над нами власти. Как же должно нас удивлять, восхищать то, что у нас есть такой великий дар, перед которым сатана – этот рыкающий лев дрожит и убегает. Удивляет ли нас слово Иисуса, изумляет как слушателей в синагоге? Сегодняшнее Евангелие приглашает нас к мужеству и вере в силу Иисуса, несмотря на различные противодействия и невзгоды! Только Он может преобразить бездну и пустоту человеческого сердца и мира.

В «Пастырь Гермы» (Заповедь шестая: О двух духах при всяком человеке и внушениях каждого из них) мы читаем, что два ангела сопровождают человека. Один ангел добрый, а другой ангел злой. «Добрый ангел тих и скромен, кроток и мирен. Поэтому, войдя в твое сердце, постоянно будет внушать он тебе справедливость, целомудрие, чистоту, ласковость, снисходительность, любовь и благочестие. Когда все это вселится в твое сердце, знай, что добрый ангел с тобою: верь этому ангелу и следуй делам его. Послушай и о действиях ангела злого. Прежде всего он злобен, гневлив и безрассуден, и действия его злы и развращают рабов Божиих. Поэтому, когда войдет он в твое сердце, из действий его разумей, что это ангел злой. Когда овладеют тобой гнев или досада, знай, что он в тебе; также когда возникнет в сердце твоем пожелание разных и роскошных яств, и напитков, и чужих жен, то вселяются в него гордость, хвастовство, надменность и тому подобное – тогда знай, что с тобою злой ангел. Поэтому ты, зная его дела, избегай и не верь ему: дела его злы и не свойственны рабам Божиим. Таковы действия того и другого ангела. Разумей их, верь ангелу доброму и удаляйся от ангела злого, потому что внушение его во всяком деле злое. Даже если в сердце человека верующего войдет помысел злого ангела, то он непременно согрешит. Если же злые люди откроют сердце свое делам ангела доброго, то обязательно он сделает что-нибудь доброе. Итак, видишь, что хорошо следовать ангелу доброму. Если станешь повиноваться ему и творить его дела, то будешь жить с Богом; равно как и все, которые будут следовать его делам, будут жить с Богом».

Итак, кто правит в твоем сердце и имеет власть над тобой?

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости