ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Деян 10, 25-26. 34-35. 44-48
Чтение Деяний святых Апостолов.
В те дни:
25 Когда Петр входил в дом Корнилия,, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. 26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.
34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, 35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех, слушавших слово. 45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников. 46 Ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: 47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? 48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 97
Припев: Пред народами Господь открыл Свое спасение.
1 Воспойте Господу новую песнь,*
ибо Он сотворил чудеса.
Его десница и святая мышца Его*
доставили Ему победу.
2 Явил Господь спасение Свое,*
открыл пред очами народов правду Свою.
3 Вспомнил Он милость Свою*
и верность Свою к дому Израилеву.
Все концы земли увидели*
спасение Бога нашего.
4 Восклицайте Господу, вся земля;*
торжествуйте, веселитесь и пойте.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Ин 4, 7-10
Чтение первого Послания святого Апостола Иоанна.
7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. 8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. 9 Любовь Божия нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. 10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
ЕВАНГЕЛИЕ Ин 15, 9-17
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, говорит Господь;*
и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Чтение святого Евангелия от Иоанна.
В то время: Иисус сказал ученикам Своим:
9 Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. 10Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. 11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. 13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. 14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. 15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. 16Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. 17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
Каждый человек хочет любить и быть любимым в своей жизни. Неудивительно, ведь мы созданы Богом из любви и для любви (ср. Прем 11.24 сл.). Но на пути к осуществлению этого глубочайшего человеческого желания мы часто теряемся, потому что не черпаем этот дар из источника, которым является Бог. Вот почему Иисус предлагает нам сегодня заново открыть для себя свою личность и прилепиться всем своим существом к Богу, Который есть Любовь (Ин 4,8).
Вначале мы слышим призыв Иисуса пребывать в Его любви. Христос хорошо знает, что для того, чтобы любить, необходимо быть любимым. Поэтому Он не просит учеников любить Его, но говорит о своей любви к ним: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас». Эти слова показывают нам, что любовь рождается из любви. Как Отец любит Сына, так и Сын любит тех, кого Отец дал Ему, то есть нас, людей. Любить может тот, кто сам испытал любовь. Поэтому призыв Иисуса пребывать в Его любви очень важен для нас. Пока мы не испытаем Божью любовь в своих сердцах и не примем полностью любви Иисуса к нам, грешникам, мы не сможем по-настоящему любить Бога, других людей, самих себя.
После этого призыва пребывать в Его любви Иисус дает ученикам свою заповедь любить друг друга. В качестве примера Он приводит свою любовь, которую готов отдать полностью за друзей. И таким образом Иисус раскрывает глубочайшую сущность тех, кто верит в Него. Ибо мы слышим в Слове Божием: «Вы друзья Мои… Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». Благодаря смерти и воскресению Христа мы не слуги, действия которых по отношению к Господу мотивированы страхом, долгом или корыстью, а друзья, которым Господь открывает свое сердце и делится Своими богатствами, делая нас сонаследниками своего царства (ср. Рим 8,17).
В заключение появляется еще одна очень важная истина. Иисус говорит, что любовь Бога к нам – это не плод наших заслуг, а Его свободный и совершенно бескорыстный выбор. И хотя этот выбор требует от нас вовлеченности, поскольку он связан с конкретным предназначением – идти и приносить плоды, – он не лишает нас свободы. Бог, изливая Свою любовь в наши сердца силой Святого Духа (Рим 5,5), приглашает нас вступить на путь любви, которым шел Иисус. Это путь полной самоотдачи другим, ежедневная трата своей жизни через милосердную любовь и бескорыстное служение нашим ближним. И какой плод будет от этого? –в Евангелии от Луки, говоря о будущем конце света, Иисус произносит такие слова: «Кто стремится сберечь душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее» (Лк 17,33). А Евангелист Марк добавляет к словам Иисуса причину: «кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, …» (Мк 8,35). Плод жизни Иисуса, отданной за нас, — наше спасение. Плод нашей жизни, когда мы отдаем ее Господу – в Его распоряжение – это спасение ближних. Подражая образу жизни Иисуса, Его словам и действиям, мы пытаемся представить Его миру как Единственного Спасителя. Для этого мы призваны быть Его свидетелями в мире (Деян 1,8).
Пусть это Слово сегодня укрепит нашу веру в то, что Бог любит нас независимо от наших действий. Позволим Ему любить нас, чтобы, наполненные Его любовью, мы могли любить других в полной свободе. Любовь придает ценность всем нашим действиям. Святой Августин выразил эту истину следующими словами: «Люби – и делай, что хочешь. Молчишь ли ты – молчи по любви, вопиешь ли – вопи по любви; если наказываешь – наказывай по любви, если щадишь – щади по любви. Пусть будет внутри корень любви – от этого корня не может произойти ничего злого» («Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам», VII, 8).
Пусть наша жизнь, в соответствии с вышеизложенными словами, укорененная и утвержденная в любви Божией (Еф 3,17), принесет добрые и обильные плоды во славу Господню и на благо людей.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове