ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Втор 4, 32-34. 39-40
Чтение книги Второзакония.
Моисей сказал народу:
32 Спроси у времён прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему? 33 слышал ли народ глас Бога, говорящего из среды огня, и остался жив, как слышал ты? 34 Или покушался ли какой бог пойти, взять себе народ из среды другого народа казнями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцею высокою, и великими ужасами, как сделал для вас Господь, Бог ваш, в Египте пред глазами твоими? 39 Итак знай ныне и положи на сердце твоё, что Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет ещё кроме Его. 40 И храни постановления Его и заповеди Его, которые я заповедую тебе ныне, чтобы хорошо было тебе и сынам твоим после тебя, и чтобы ты много времени пробыл на той земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе навсегда.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 33
Припев: Блажен народ, наследующий Господа.
4 Ибо слово Господне право,*
и все дела Его верны.
5 Он любит правду и суд;*
милости Господней полна земля.
6 Словом Господа сотворены небеса,*
и духом уст Его – всё воинство их.
9 Ибо Он сказал, – и сделалось;*
Он повелел, – и явилось.
18 Вот, око Господне над боящимися Его*
и уповающими на милость Его,
19 что Он душу их спасёт от смерти*
и во время голода пропитает их.
20 Душа наша уповает на Господа;*
Он – помощь наша и защита наша.
22 Да будет милость Твоя, Господи, над нами,*
как мы уповаем на Тебя.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Рим 8, 14-17
Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам.
Братья:
14 Все, водимые Духом Божиим, суть Сыны Божии. 15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» 16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. 17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 28, 16-20
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу,*
Богу, Который есть и был и грядет.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Чтение святого Евангелия от Матфея.
В то время:
16 Одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус. 17 И, увидев Его, поклонились Ему; а иные усомнились. 18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. 19 Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, 20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
В Слове Божьем из сегодняшнего Евангелия от святого Матфея мы слышим, что Иисус собирает своих учеников – апостолов в Галилее, чтобы послать их в мир. Галилея была свидетелем многих событий в жизни Иисуса и Его учеников: призвание у Геннисаретского озера, исцеления, Нагорная проповедь, преображение на горе Фавор, преумножение хлебов, предсказание смерти и воскресения, буря на озере и многие другие. Однако во времена Иисуса она была ничего незначащей провинцией, презираемой, далекой от Иерусалима, Святого города, местом обитания язычников и местом тьмы (Ис 9, 1). Именно из такого места насмешки и пренебрежения Иисус после Своего Воскресения посылает учеников ко всем народам. Сегодня, празднуя Торжество Пресвятой Троицы, мы с верой принимаем свет Божьего слова, которое проистекает для нас из этого Евангелия. У каждого из нас есть своя Галилея, и это наша жизнь, погруженная в жизнь Бога Отца, Сына и Святого Духа через благодать крещения. Благодаря Иисусу Христу, которого дал нам наш Отец (Ин 3, 16–17), мы можем познать Бога, Кем Он является и насколько сильно нас любит. Бог действует в такой жизни, какая она есть. В неидеализированной жизни, но зачастую слабой, грешной, презираемой, подверженной непониманию, издевательствам, ранениям. В ней есть и хорошие моменты и плохие, но с нами всегда пребывает Бог, наш Отец, детьми которого мы являемся, а Святой Дух непрестанно укрепляет и поддерживает нас, о чём мы слышим во втором чтении из Послания святого Апостола Павла к Римлянам. И хотя мы порой сомневаемся, как некоторые апостолы из сегодняшнего Евангелия, Иисус приближается к нам, чтобы мы по Его милости и любви могли узнать в Нем воскресшего Господа и без страха отдали в Его распоряжение нашу жизнь.
Иисус стоит перед Апостолами как Сын Человеческий, которому дана всякая власть на небе и на земле (см. Дан 7, 9–14). Как Господь и Бог силой этой власти посылает их по всему миру, обещая, что Его помощь и присутствие всегда будут их сопровождать.
Они должны научить все народы, буквально «сделать все народы Его учениками», «крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё», что Иисус повелел им. Обратим внимание на то, сколько раз повторяется слово «все», «всё», указывающее на то, что Евангелие – Благая Весть – предназначено для всех людей мира. Бог Отец любит всех своих детей, Его прощение, милосердие для всех. Иисус победил смерть и воскрес для всех, подобно и дар Святого Духа есть для всех людей. Именно на этом основано наше свидетельство, чтобы не мешать благодати Божией, которая есть для всех. Никто не исключен из любви Бога, Иисус отдал жизнь за всех людей, и мы освящены его жертвой раз и навсегда (см. Евр 10, 10). Быть учеником означает провозглашать эти истины с твердостью веры, с силой убеждения, а также подражать жизни Иисуса, чтобы другие, глядя на христиан, хотели быть Его учениками. Жизнь, которая становится самоотверженным даром и служением любви, лишенной эгоизма, является защитой учения Иисуса и его соблюдения. Пресвятая Троица – это вечное дарование и участие любви Отца, Сына и Духа. Иисус, Сын Божий, открыл нам это и познакомил с этой непостижимой близостью и любовью Троицы, засвидетельствовав это Своей жизнью. Эта любовь – безусловный дар, предлагаемый каждому человеку. Мы входим в эту реальность в момент нашего крещения, погруженные в смерть и воскресение Иисуса, в котором мы были усыновлены как дети Бога Отца и наследники Царства Божьего. Святой Дух постоянно укрепляет в нас эту истину и молится в нас: Авва Отче! Мы посланы, чтобы свидетельствовать о безусловной, верной любви Бога, особенно тогда, когда другие сомневаются: действительно ли Бог любит меня, действительно ли Иисус воскрес из мертвых …?
Последнее предложение из сегодняшнего Евангелия не доводит эту историю до конца. Почему? Потому что Иисус дает свое обещание, что Он будет среди своих учеников постоянно! Это присутствие означает не только пророчество Исаии об Еммануиле (Ис 7, 14), процитированное в Мф 1, 23, но также и обещание, данное общине в 18,20: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». С нашей стороны необходима вера в это обещание в нашей ежедневной Галилее, где мы боремся с нашими слабостями, неверием мира, неуважением, насмешками, презрением, потому что мы являемся учениками Господа и верим, что наша жизнь проживается во имя Отца, Сына и Святого Духа. Нам нужно вновь и вновь просить о мужестве следовать за Иисусом в любви, которая не ищет своего, но является даром, пожертвованным для других, даже если бы это дорогого стоило!
Святой Отец в призыве Gaudete et exultate (о призыве к святости в современном мире) в пункте 104 пишет: «Наше поклонение становится приятным для Бога, когда в нём мы предпринимаем попытки жить великодушно и когда позволяем Божьему дару, полученному в этом поклонении, проявляться в нашей самоотдаче братьям».
Господи Боже, благодарим за благодать быть Твоими детьми, за то, что мы призваны в общину с Твоим Сыном Иисусом Христом, учениками которого мы являемся, за наше крещение, включившее нас в общину Церкви. Просим Тебя, освяти нашу жизнь, соделай, чтобы мы были свидетелями Твоей любви в нашей повседневной жизни, посвященной Тебе и людям.
Будь с нами, Единый и всемогущий Боже, Отец, Сын и Святой Дух.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове