Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

The Forerunners of Christ with Saints and Martyrs

Слово на Торжество Всех Святых

ВСЕ СВЯТЫЕ.

ТОРЖЕСТВО

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Откр 7, 2–4.9–14

Чтение книги Откровения святого Апостола Иоанна.

2 И видел я, Иоанн, иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: 3 не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. 4 И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.

9 После сего взглянул я: и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков стояло перед престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. 10 И восклицали громким голосом, говоря:

спасение Богу нашему, сидящему

на престоле, и Агнцу!

11 И все Ангелы стояли вокруг престола, и старцев, и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, 12 говоря:

аминь! благословение, и слава, и премудрость,

и благодарение, и честь, и сила,

и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.

13 И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? 14 Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ

Пс 24

Припев: Блажен человек, ищущий Бога.

1 Господня земля и что наполняет ее,*

вселенная и все живущее в ней.

2 Ибо Он основал ее на морях,*

и на реках утвердил ее.

3 Кто взойдет на гору Господню,*

или кто станет на святом месте Его?

4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто,*

кто не клялся душой своей напрасно.

5 Тот получит благословение от Господа*

и милость от Бога, Спасителя своего.

6 Таков род ищущих Его,*

ищущих лица Твоего, Боже Иакова!

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ

1 Ин 3, 1-3

Чтение первого Послания святого Апостола Иоанна.

Возлюбленные:

1 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. 2 Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. 3 И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист.

ЕВАНГЕЛИЕ

Мф 5, 1-12а

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные,*

и Я успокою вас, говорит Господь.

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

+Чтение святого Евангелия от Матфея.

В то время:

1 Увидев народ, Иисус взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3 Блаженны нищие духом;

ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие;

ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие;

ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды;

ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые;

ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем;

ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы;

ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду;

ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь; ибо велика ваша награда на небесах.

 «Святой – это новый человек, тот, кто живет по примеру, оставленному нам Иисусом Христом: это человек блаженств» (Рене Косте).

В сегодняшнем Евангелии Иисус указывает своим ученикам путь к истинному счастью и святости. Прежде всего, на этом пути Он сам обрел счастье и достиг полноты человечности. Иисус жил так, как проповедовал. Он – человек блаженств: нищий, плачущий, кроткий, алчущий и жаждущий правды, милостивый, чистый сердцем, миротворец, изгнанный за правду. Это счастье мы можем обрести великой ценой пожертвования, отказа от эгоизма, жизни любовью к Богу и людям. Иисус дает нам силу, чтобы благодаря сознательному принятию определенного поведения и отношения мы могли достичь цели блаженств – счастья, радости и святости.

Святой Григорий Нисский блаженство отождествлял с самим Богом: «блаженством будет чистая оная жизнь, неизреченное и непостижимое благо, невыразимая лепота, источная благодать, премудрость и сила, истинный свет, источник всякой благости, превышающая все власть; единое достолюбезное, всегда неизменное, непрестанное радование; вечное веселие». Истинное счастье мы можем найти только в Боге. Идя по пути блаженств, мы направляемся к Нему. Он – обетование, сокрытое в каждом блаженстве.

В Библии блаженным или счастливым называют верующего человека, который в конкретных жизненных ситуациях выражает конкретное отношение. Например, в Псалом 1, 1–2 блаженным называется «муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь»; или в Псалом 41,2 «блажен, кто помышляет о бедном!». В своем учении, содержащемся в Евангелиях, Иисус, помимо восьми блаженств, провозгласил: «блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф 11,6); «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк 11,28); «Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими» (Лк 12,37); «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20,29).

«Святой – это новый человек, тот, кто живет по примеру, оставленному нам Иисусом Христом: это человек блаженств». Папа римский Франциск в апостольском увещевании Gaudete et exsultate «О призвании к святости в современном мире» тесно связывает жизнь по заповедям блаженств со святостью: «Иисус, когда оставил заповеди блаженств, со всей простотой объяснил нам, что значит быть святыми (ср.: Мф 5, 3-12; Лк 6, 20-23). Эти заповеди словно удостоверение личности христианина. Поэтому если кто-либо из нас задается вопросом: «Как стать хорошим христианином?», ответ прост: нужно, чтобы каждый из нас, по-своему, делал то, о чём говорит Иисус в Нагорной проповеди. В ней изображен лик Учителя, который мы призваны отражать в своей повседневной жизни. Слово «счастливый» или «блаженный» становится синонимом слова «святой», потому что выражает то, что человек верный Богу и Его Слову в этой самоотдаче достигает истинного счастья. Хотя слова Иисуса могут казаться нам поэтичными, тем не менее они явно противоречат тому, что обычно делается в обществе. И хотя нас привлекает это послание Иисуса, в реальности мир ведет нас к другому образу жизни. Заповеди блаженств ни в коей мере не поверхностны и не легкомысленны; напротив, мы можем жить ими только если Святой Дух наполняет нас всей Своей силой и освобождает от слабости эгоизма, любви к комфорту и гордыни». (Франциск, Апостольское увещевание Gaudete et exsultate, 63–65).

Итак, «что обычно делается в обществе», и какое «удостоверение личности христианина» мы должны предъявлять другим людям?

Люди жаждут и гонятся за богатством. Но блаженны нищие духом – это те, кто принял истину о себе и стал свободен; это те, кто нашел Бога как величайшее сокровище и поэтому может правильно судить о сокровищах этого мира.

Люди хотят жить беззаботно, смеяться и наслаждаться. Но блаженны плачущие, потому что они приобрели способность плакать, благодаря чувствительности сердца в опыте своих страданий и страданий других людей.

Люди жаждут мести. Но блаженные тихие, кроткие, которые подражают Сердцу Иисуса, отвергают гнев, насилие и агрессию, оставляя месть Богу.

Люди стремятся удовлетворить свой эгоизм за счет других, причиняя им боль и презирая их. Но блаженны алчущие и жаждущие правды, потому что именно они стремятся к тому, чтобы воцарилась справедливость и истина, чтобы никто не пострадал.

Люди думают в первую очередь о себе. Лезут напролом, демонстрируя свою силу. Но блаженны милостивые, те, кто практикует милосердие, проявляет сострадание и делает миролюбивые жесты.

Люди ищут удовольствия и исполнения прихотей, думая, что таким образом они свободны. Но блаженны чистые сердцем, те, кто смотрит на все и всех «глазами Бога», кто свободен благодаря чистоте желаний и чувств.

Люди борются между собой, ссорятся и проявляют враждебность, ненависть, гнев, вспыльчивость, ревность, мстительность. Но блаженны те, кто приносит мир, потому что они способны к примирению, прощению и согласию. «Кто же именно? Подражатели Божию человеколюбию… Благодеющий Податель благ и Господь … узаконяет сей образ действования, изгонять ненависть, прекращать войну, уничтожать зависть, не допускать до битв, истреблять лицемерие, угашать в сердце пожигающее внутренность злопамятство…” (св. Григорий Нисский).

Люди жалуются на испытания и переживания. Но блаженны те, кто страдает от преследования за правду, потому что они оклеветаны из-за любви к Иисусу. Однако они не теряют надежды, потому что верят в окончательную победу Бога над злом, грехом и сатаной.

«Святой – это новый человек, тот, кто живет по примеру, оставленному нам Иисусом Христом: это человек блаженств»

Иисус, наш Господь и Учитель: нищий, плачущий, кроткий, алчущий и жаждущий правды, милостивый, чистый сердцем, миротворец, изгнанный за правду, сотвори сердца наши подобными сердцу Твоему!

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского – Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости