ВСЕ СВЯТЫЕ.
ТОРЖЕСТВО
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Откр 7, 2–4.9–14
Чтение книги Откровения святого Апостола Иоанна.
2 И видел я, Иоанн, иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: 3 не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. 4 И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.
9 После сего взглянул я: и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков стояло перед престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. 10 И восклицали громким голосом, говоря:
спасение Богу нашему, сидящему
на престоле, и Агнцу!
11 И все Ангелы стояли вокруг престола, и старцев, и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, 12 говоря:
аминь! благословение, и слава, и премудрость,
и благодарение, и честь, и сила,
и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.
13 И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? 14 Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 24
Припев: Блажен человек, ищущий Бога.
1 Господня земля и что наполняет ее,*
вселенная и все живущее в ней.
2 Ибо Он основал ее на морях,*
и на реках утвердил ее.
3 Кто взойдет на гору Господню,*
или кто станет на святом месте Его?
4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто,*
кто не клялся душой своей напрасно.
5 Тот получит благословение от Господа*
и милость от Бога, Спасителя своего.
6 Таков род ищущих Его,*
ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
1 Ин 3, 1-3
Чтение первого Послания святого Апостола Иоанна.
Возлюбленные:
1 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. 2 Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. 3 И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист.
ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 5, 1-12а
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные,*
и Я успокою вас, говорит Господь.
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
+Чтение святого Евангелия от Матфея.
В то время:
1 Увидев народ, Иисус взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом;
ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие;
ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие;
ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды;
ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые;
ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем;
ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы;
ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду;
ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь; ибо велика ваша награда на небесах.
«Святой – это новый человек, тот, кто живет по примеру, оставленному нам Иисусом Христом: это человек блаженств» (Рене Косте).
В сегодняшнем Евангелии Иисус указывает своим ученикам путь к истинному счастью и святости. Прежде всего, на этом пути Он сам обрел счастье и достиг полноты человечности. Иисус жил так, как проповедовал. Он – человек блаженств: нищий, плачущий, кроткий, алчущий и жаждущий правды, милостивый, чистый сердцем, миротворец, изгнанный за правду. Это счастье мы можем обрести великой ценой пожертвования, отказа от эгоизма, жизни любовью к Богу и людям. Иисус дает нам силу, чтобы благодаря сознательному принятию определенного поведения и отношения мы могли достичь цели блаженств – счастья, радости и святости.
Святой Григорий Нисский блаженство отождествлял с самим Богом: «блаженством будет чистая оная жизнь, неизреченное и непостижимое благо, невыразимая лепота, источная благодать, премудрость и сила, истинный свет, источник всякой благости, превышающая все власть; единое достолюбезное, всегда неизменное, непрестанное радование; вечное веселие». Истинное счастье мы можем найти только в Боге. Идя по пути блаженств, мы направляемся к Нему. Он – обетование, сокрытое в каждом блаженстве.
В Библии блаженным или счастливым называют верующего человека, который в конкретных жизненных ситуациях выражает конкретное отношение. Например, в Псалом 1, 1–2 блаженным называется «муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь»; или в Псалом 41,2 «блажен, кто помышляет о бедном!». В своем учении, содержащемся в Евангелиях, Иисус, помимо восьми блаженств, провозгласил: «блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф 11,6); «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк 11,28); «Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими» (Лк 12,37); «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20,29).
«Святой – это новый человек, тот, кто живет по примеру, оставленному нам Иисусом Христом: это человек блаженств». Папа римский Франциск в апостольском увещевании Gaudete et exsultate «О призвании к святости в современном мире» тесно связывает жизнь по заповедям блаженств со святостью: «Иисус, когда оставил заповеди блаженств, со всей простотой объяснил нам, что значит быть святыми (ср.: Мф 5, 3-12; Лк 6, 20-23). Эти заповеди словно удостоверение личности христианина. Поэтому если кто-либо из нас задается вопросом: «Как стать хорошим христианином?», ответ прост: нужно, чтобы каждый из нас, по-своему, делал то, о чём говорит Иисус в Нагорной проповеди. В ней изображен лик Учителя, который мы призваны отражать в своей повседневной жизни. Слово «счастливый» или «блаженный» становится синонимом слова «святой», потому что выражает то, что человек верный Богу и Его Слову в этой самоотдаче достигает истинного счастья. Хотя слова Иисуса могут казаться нам поэтичными, тем не менее они явно противоречат тому, что обычно делается в обществе. И хотя нас привлекает это послание Иисуса, в реальности мир ведет нас к другому образу жизни. Заповеди блаженств ни в коей мере не поверхностны и не легкомысленны; напротив, мы можем жить ими только если Святой Дух наполняет нас всей Своей силой и освобождает от слабости эгоизма, любви к комфорту и гордыни». (Франциск, Апостольское увещевание Gaudete et exsultate, 63–65).
Итак, «что обычно делается в обществе», и какое «удостоверение личности христианина» мы должны предъявлять другим людям?
Люди жаждут и гонятся за богатством. Но блаженны нищие духом – это те, кто принял истину о себе и стал свободен; это те, кто нашел Бога как величайшее сокровище и поэтому может правильно судить о сокровищах этого мира.
Люди хотят жить беззаботно, смеяться и наслаждаться. Но блаженны плачущие, потому что они приобрели способность плакать, благодаря чувствительности сердца в опыте своих страданий и страданий других людей.
Люди жаждут мести. Но блаженные тихие, кроткие, которые подражают Сердцу Иисуса, отвергают гнев, насилие и агрессию, оставляя месть Богу.
Люди стремятся удовлетворить свой эгоизм за счет других, причиняя им боль и презирая их. Но блаженны алчущие и жаждущие правды, потому что именно они стремятся к тому, чтобы воцарилась справедливость и истина, чтобы никто не пострадал.
Люди думают в первую очередь о себе. Лезут напролом, демонстрируя свою силу. Но блаженны милостивые, те, кто практикует милосердие, проявляет сострадание и делает миролюбивые жесты.
Люди ищут удовольствия и исполнения прихотей, думая, что таким образом они свободны. Но блаженны чистые сердцем, те, кто смотрит на все и всех «глазами Бога», кто свободен благодаря чистоте желаний и чувств.
Люди борются между собой, ссорятся и проявляют враждебность, ненависть, гнев, вспыльчивость, ревность, мстительность. Но блаженны те, кто приносит мир, потому что они способны к примирению, прощению и согласию. «Кто же именно? Подражатели Божию человеколюбию… Благодеющий Податель благ и Господь … узаконяет сей образ действования, изгонять ненависть, прекращать войну, уничтожать зависть, не допускать до битв, истреблять лицемерие, угашать в сердце пожигающее внутренность злопамятство…” (св. Григорий Нисский).
Люди жалуются на испытания и переживания. Но блаженны те, кто страдает от преследования за правду, потому что они оклеветаны из-за любви к Иисусу. Однако они не теряют надежды, потому что верят в окончательную победу Бога над злом, грехом и сатаной.
«Святой – это новый человек, тот, кто живет по примеру, оставленному нам Иисусом Христом: это человек блаженств»
Иисус, наш Господь и Учитель: нищий, плачущий, кроткий, алчущий и жаждущий правды, милостивый, чистый сердцем, миротворец, изгнанный за правду, сотвори сердца наши подобными сердцу Твоему!
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского – Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове