ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 50, 4-7
Чтение книги пророка Исаии.
4 Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся.
5 Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад.
6 Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания.
7 И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 126
Припев: Боже мой, Боже, не оставь меня?
8 Все, видящие меня, ругаются надо мною,*
говорят устами, кивая головою:
9 «Он уповал на Господа; пусть избавит его,*
пусть спасет, если он угоден Ему».
17 Ибо псы окружили меня,*
скопище злых обступило меня,
пронзили руки мои и ноги мои.*
18 Можно было бы перечесть все кости мои.
19 делят ризы мои между собою*
и об одежде моей бросают жребий.
20 Но Ты, Господи, не удаляйся от меня;*
сила моя! поспеши на помощь мне.
23 Буду возвещать имя Твое братьям моим,*
посреди собрания восхвалять Тебя.
24 Боящиеся Господа! восхвалите Его. *
Все семя Иакова! прославь Его.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Флп 2, 6-11
Чтение Послания святого Апостола Павла к Филиппийцам.
6 Иисус Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 22, 14-23,56
Слава Тебе, Слово Божие.
Христос ради нас смирил Себя,*
быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
Посему и Бог превознёс Его*
и дал Ему имя выше всякого имени
Слава Тебе, Слово Божие.
+ Чтение святого Евангелия от Луки.
14 Когда настал час, Иисус возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, 15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, 16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. 17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, 18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.
19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. 20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. 21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; 22 впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается. 23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.
24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. 25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, 26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий. 27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, 29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, 30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, 32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. 33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. 34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.
35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. 36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; 37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. 38Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.
39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. 40 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. 41 И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, 42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. 43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. 44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. 45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали 46 и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.
47 Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. 48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? 49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? 50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. 51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его. 52 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? 53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.
54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. 55 Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. 56 Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. 57 Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. 58Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! 59 Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. 60 Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. 61 Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. 62 И, выйдя вон, горько заплакал.
63 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; 64 и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? 65 И много иных хулений произносили против Него.
66 И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион 67 и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; 68 если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня; 69 отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. 70 И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. 71Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.
23,1 И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, 2 и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. 3 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. 4 Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. 5 Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.
6 Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? 7 И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. 8 Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, 9 и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. 10Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. 11 Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. 12 И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.
13 Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, 14 сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; 15 и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти; 16 итак, наказав Его, отпущу. 17 А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника.
18 Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву. 19 Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство. 20 Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. 21 Но они кричали: распни, распни Его! 22 Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. 23 Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. 24 И Пилат решил быть по прошению их, 25 и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.
26 И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. 27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. 28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, 29 ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!
30 Тогда начнут говорить горам:
падите на нас!
и холмам: покройте нас!
31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?
32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев. 33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. 34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. 35 И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. 36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус 37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. 38 И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.
39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. 40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? 41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. 42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! 43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: 45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. 46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.
47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. 48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. 49Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.
50 Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, 51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, 52 пришел к Пилату и просил тела Иисусова; 53 и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен. 54 День тот был пятница, и наступала суббота. 55 Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; 56 возвратившись же, приготовили благовония и масти;
И в субботу остались в покое по заповеди.
«Мужество — это знание о том, чего следует и чего не следует бояться». Это изречение Платона, примененное к действиям Пилата, позволяет нам осознать, что у него не хватило мужества противостоять ожесточенным требованиям толпы. Он, конечно, не был знаком с мессианскими писаниями иудейских пророков и не мог предвидеть, что станет орудием истории, которая будет отмечена смертью и воскресением Иисуса из Назарета. Однако Пилат не нашел в себе мужества настолько, чтобы быть эффективным в защите Иисуса, обвиненного иудеями. Он трижды выразил свое убеждение, что не находит в нем никакой вины (Лк 23,4.14.22). Тем не менее у него не хватило мужества отказаться от приговора. Это случается с нами относительно часто: мы в чем-то убеждены, но различного рода обусловленности и зависимости становятся сильнее нашей убежденности. Это печально, особенно когда речь идет о другом человеке. Встать на защиту обиженного удается тем, кто находит в себе мужество отказаться от своего удобства.
Действительно ли мы знаем, чего бояться? Иисус боялся мучений, по-человечески, но в конце концов Он принял их мужественно, а не отказом. Мужество наполняло Его осознанием того, что Отец не оставит Сына в такой решающий момент, хотя у Него был опыт темной ночи, чувства оставленности. Также Бог не оставит нас, если мы позволим себе отказаться от собственной выгоды, выйти из зоны комфорта ради большей любви: к другому человеку, к важному делу и т. д. В этом мы можем быть уверены, потому что «потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф 10,39).
Мужество хранить молчание, когда собеседник заботится только о насмешках и унижениях, является осязаемым доказательством того, что Иисус не боялся Ирода. Он не был вовлечен в его игру, не отвечал ни на один вопрос. Знание того, когда следует промолчать, является ценным знанием для каждого из нас. Чаще мы больше говорим, чем молчим в экстремальных или унизительных ситуациях. Мы часто не в состоянии судить о последствиях нашего молчания, было оно полезным или нет. Наверняка плохие, лживые слова приносят больше зла. «Но да будет слово ваше: „да“ – „да“; „нет“ – „нет“; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф 5,37).
Страсти Господни в послании Луки полны милосердия. Иисус не показан в такой оставленности и одиночестве, как в описании Марка. В святом Евангелии от Луки Иисус исцеляет ухо раба первосвященника (22,51). Он также обращается к плачущим женщинам (23,28), утешая их и не сосредотачиваясь на Себе. Он молится за тех, кто распял Его, а также за тех, кто по своему невежеству или простому любопытству сопровождает это кровопролитие (23,34). Толпа, стоящая под крестом, бьет себя в грудь, испытывает чувство сожаления, стыда, ужаса, раскаяния (23, 48). Ранее Иисус обращался к толпе, преумножал для нее хлеб, так что это не какая-то случайная масса людей. Иисус своим милосердием охватывает толпу даже с высоты Креста.
Он особенно проявляет милосердие по отношению к злодею, обещая рай «ныне же» (23,43). Мужество и решимость этого «доброго злодея» показывают, насколько мы можем рассчитывать на милосердие Божие и ожидать Его действия в нашем случае. Иисус в событиях, сопровождающих Его смерть, являет любящий лик Отца, который из любви к человеку до конца смиряется в личности Иисуса Христа. Примечательно, что последнее слово Иисуса с креста в этом Евангелии — это не призыв в оставленности, а сыновнее: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (23,46). В оригинальном тексте Иисус «громким голосом» эти слова направил к Отцу. Удивительно, но у Него было еще столько сил, прежде чем Он сделал последний вздох. Последний аккорд Его жизни — милосердный взгляд на человека и доверительное подчинение Отцу. Наше спасение достигнуто крестом и страданиями, но сияние Воскресения ободряет нашу веру в то, что мы будем жить вечно.
Господи, дай мне мужество принять страдания и крест. Научи меня понимать, что страдания продолжаются каждый день, поскольку ежедневно я должен нести свой крест… с Тобой (Лк 9,23), ибо я никогда не одинок.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове